Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы




НазваниеМетодические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы
страница1/3
Дата01.09.2012
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Управление Министерства юстиции Российской Федерации

по Тамбовской области


Методические рекомендации

по государственной регистрации уставов

муниципальных образований

и муниципальных правовых актов о внесении

изменений в уставы

муниципальных образований


Зарегистрировано в НТЦ «Информрегистр»0321000882 от 3 июня 2010 г.


Тамбов 2010

В данных методических рекомендациях для органов местного самоуправления рассматриваются вопросы правового регулирования процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Раскрываются требования, предъявляемые к уставам муниципальных образований и муниципальным правовым актам о внесении изменений в уставы муниципальных образований на стадии государственной регистрации, освещаются проблемные вопросы, возникающие при государственной регистрации.


Авторы составители:

А.В.Захаров- начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области;

Е.В. Чикунова - начальник отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области;

О.В. Крылова - главный специалист-эксперт отдела законодательства субъекта Российской Федерации, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области.



  1. Понятие и значение государственной регистрации уставов муниципальных образований и решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований


Устав муниципального образования – муниципальный нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов и определяющий основные принципы и правила организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. Устав муниципального образования имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

В соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые акты и осуществляется деятельность органов местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ) государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

На основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста РФ от 21.05.2009 г. № 147 к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области относится осуществление государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Как установлено частью 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

Государственная регистрация устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав) является обязательным этапом процедуры вступления устава в силу, предшествует его опубликованию и направлена на обеспечение соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тамбовской области, законам Тамбовской области. Проверке подлежит соблюдение требований законодательства как к содержанию устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав), так и к порядку его принятия. Незарегистрированные устав и решение о внесении изменений в устав не могут быть опубликованы и введены в действие.



  1. Разработка и принятие устава муниципального образования и решения о внесении изменений в устав муниципального образования




    1. Разработка проекта устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав)


Проекты уставов, проекты решений о внесении изменений и дополнений в устав муниципальных образований могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан. Действующим уставом муниципального образования могут быть установлены и иные субъекты правотворческой инициативы, например органы прокуратуры.

Порядок внесения проектов уставов, проектов решений о внесении изменений и дополнений в устав и перечень прилагаемых к ним документов устанавливаются решением представительного органа местного самоуправления.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта, для чего соответствующий проект должен быть рассмотрен на открытом заседании представительного органа.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта устава, решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

В случае отсутствия решения представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта устава, проекта решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ.

Проект устава, проект решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, внесенные в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежат обязательному рассмотрению представительным органом местного самоуправления в течение трех месяцев со дня его внесения.

При разработке проекта решения о внесении изменений необходимо оценивать актуальное состояние федерального и регионального законодательства на момент возникновения необходимости принятия изменений и дополнений в устав.

Следует также обращать внимание на оформление и стиль изложения текста решения о внесении изменений, использовать общепринятые правовые конструкции (например, статью 5 изложить в следующей редакции: «текст новой редакции»; статью 6 исключить (или признать утратившей силу); в части 3 статьи 4 исключить слова «текст» или заменить слова «текст» словами «текст» и т.д.).

При внесении изменений в целях избежания ошибок и неточностей также следует обращать внимание на изменение нумерации статей или частей статей, особенно, если ранее нумерация уже изменялась.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальный правовой акт — решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Таким образом, муниципальный правовой акт — это общее понятие, которое охватывает все акты, составляющие систему муниципальных правовых актов. На основании положений, закрепленных частью 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Тамбовской области, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. В этой связи, рекомендуем в названии вида акта использовать следующую формулировку — «Решение о внесении изменений и дополнений в Устав___________________(наименование муниципального образования)».

После проведения всех необходимых процедур согласования, проект устава, проект решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается решением представительного органа муниципального образования, в порядке, установленном регламентом представительного органа муниципального образования.


    1. Опубликование (обнародование) проекта устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав


В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект устава, проект решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней (т.е. между днем опубликования (обнародования) и днем принятия должно пройти 30 дней и более) до дня рассмотрения вопроса о принятии устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного решения о внесении изменений и дополнений, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.


Например,





В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав выносятся на публичные слушания, что является обязательным этапом, поскольку преследует цель ознакомления населения с этими документами и получения возможных предложений. Исключение составляют случаи, когда изменения касаются только вопросов местного значения, закрепленных в статьях 14-16 Федерального закона № 131-ФЗ и соответственно полномочий органов местного самоуправления по их реализации, установленных статьей 17 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Следует отметить, что на основании пункта 10 части 1 статьи 44 и части 3 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должен определяться порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, в том числе и способ доведения до сведения населения текста устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав) — опубликование либо обнародование. При этом под опубликованием понимается помещение полного текста документа в специальных печатных изданиях, признанных официальными в уставе муниципального образования (в уставе необходимо указывать наименование печатного издания). Под обнародованием понимается доведение до всеобщего сведения по телевидению и радио, по каналам связи, развешивание на информационных стендах, распространение в машинописной форме путем рассылки текста устава (текста решения о внесении изменений и дополнений в устав) в органы государственной власти, государственные учреждения, библиотеки и иные общественные организации.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 47 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.


2.3 Принятие устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав)


Принятие устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав) муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Работа по принятию устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, должна проводиться в строгом соответствии с регламентом представительного органа муниципального образования, которым должны быть урегулированы вопросы организации заседания представительного органа, порядок его проведения, порядок проведения голосования по проекту устава, проекту решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, порядок подсчета голосов депутатов по вопросу принятия устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, порядок оформления решения представительного органа о принятии устава муниципального образования, порядок направления принятого устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования на подписание главе муниципального образования, требования к протоколу заседания представительного органа муниципального образования.

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

В случае принятия представительным органом муниципального образования решения об изменении структуры органов местного самоуправления, полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в тексте решения помимо общих положений о вступлении в силу решения должен быть определен момент вступления в силу соответствующих положений муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

В соответствии с частью 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, предусматривающие создание контрольного органа муниципального образования, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

На заседании представительного органа по вопросу принятия устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования должен быть обеспечен учет мнения населения по проекту устава, в том числе, путем рассмотрения предложений граждан и голосования по вопросам их включения в устав муниципального образования.

Устав, решение о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается решением представительного органа муниципального образования большинством в две трети голосов от установленной (не фактической) численности депутатов представительного органа муниципального образования. При этом, в ходе заседания представительного органа обязательно ведется протокол.

После принятия представительным органом решение о принятии устава и устав муниципального образования (решение о внесении изменений и дополнений в устав) направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования в порядке, установленном уже действующим уставом муниципального образования. В соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ председатель представительного органа муниципального образования подписывает решения представительного органа муниципального образования, не имеющие нормативного характера.

Указанный порядок должен учитывать, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона №97-ФЗ, подписанный устав (решение о внесении изменений и дополнений в устав) глава муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия представительным органом. Если в действующем уставе муниципального образования не регламентирован порядок опубликования (обнародования) устава, он устанавливается решением о его принятии.

В большинстве случаев, при принятии решения о принятии устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав) за основу берется проект, опубликованный (обнародованный) ранее, поэтому на данном этапе возможно учитывать изменения или дополнения только в рамках опубликованного (обнародованного) проекта, а также учитывать предложения и замечания, поступившие при проведении публичных слушаний.


2.4. Оформление устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав) и направление документов на регистрацию


Тексты документов для государственной регистрации устава или решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципальных образований представляются в двух экземплярах, а также на магнитном носителе и должны быть обеспечены защитой от несанкционированного доступа и искажений.

Не проводится государственная регистрация отмененных или признанных утратившими силу уставов, решений о внесении изменений и дополнений в устав.

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования иначе устав не может быть принят к рассмотрению и подлежит возвращению.

Если приводятся карты, схемы, таблицы, то они должны быть оформлены в виде приложений к уставу, а соответствующие части должны иметь ссылки на эти приложения.

В случае ненадлежащего оформления или неполноты пакета документов заявитель (глава муниципального образования, либо лицо, его замещающее, либо лицо по доверенности) может приостановить прием документов для устранения недостатков.

Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются:

  1. сопроводительное письмо к представленному на государственную регистрацию уставу муниципального образования;

2) устав муниципального образования;

3) решение представительного органа муниципального образования о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;

4) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования. В целях проверки соблюдения процедуры государственной регистрации на практике вместе с пакетом документов для государственной регистрации, представляется сам экземпляр источника.

5) доверенность на имя представителя муниципального образования, содержащая полномочия получать зарегистрированный устав, свидетельство о государственной регистрации устава и совершать от имени главы муниципального образования все иные действия, необходимые для государственной регистрации устава, если не сам глава муниципального образования получает документы по итогам рассмотрения устава.

Для регистрации решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1-3 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ, в регистрирующий орган направляются:

  1. сопроводительное письмо к представленному на государственную регистрацию решению о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;

  2. новая редакция положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;

3) решение представительного органа муниципального образования о принятии указанного акта, а также протокол заседания представительного органа муниципального образовании, на котором был принят указанный акт;

4) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта указанного акта и о результатах публичных слушаний по указанному проекту в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено федеральным законом.

5) доверенность на имя представителя муниципального образования, содержащая полномочия получать зарегистрированный решение о внесении изменений и дополнений в устав, и совершать от имени главы муниципального образования все иные действия, необходимые для государственной регистрации решения о внесении изменений и дополнений в устав, если не сам глава муниципального образования получает документы по итогам рассмотрения решения о внесении изменений и дополнений в устав.

Кроме того, необходимо представлять первоначальную редакцию устава (оригинал, находящийся у органов местного самоуправления) для проставления штампов и отметок о внесенных изменениях.

В соответствии с пунктом 13 Рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.08.2005 г. № 147 (далее – Рекомендации) предусмотрена возможность оставления без рассмотрения устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав регистрирующим органом в случае, если:

- к ним не приложены документы, указанные выше, в том числе и на магнитных носителях (статья 3 Федерального закона № 97-ФЗ);

- представленные документы не соответствуют требованиям, предъявляемым статьей 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

То есть, по сути пункт 13 Рекомендаций дает возможность исправить недостатки по оформлению документов, например, скрепить устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав печатью представительного органа, прошить и пронумеровать листы, подписать решение у главы муниципального образования.

Типичными нарушениями требований по представлению документов на государственную регистрацию устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав допускаемыми органами местного самоуправления, являются представление документов, состоящих более чем из одного листа, в непрошитом виде; отсутствие на сопроводительных письмах исходящего номера и даты; уставы не скреплены печатью представительного органа муниципального образования, отсутствует отметка о количестве пронумерованных и прошитых листов; представляемые документы содержат исправления. Также, имеются замечания к юридической технике подготовки решений, протоколов заседания представительных органов муниципальных образований.

Основная часть указанных нарушений может быть устранена в рабочем порядке. В связи с этим, выявить указанные выше недостатки и устранить органам местного самоуправления необходимо до представления устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав на государственную регистрацию в регистрирующий орган.


  1. Государственная регистрация устава муниципального образования (решения о внесении изменений и дополнений в устав)


Процедура государственной регистрации уставов и решений о внесении изменений и дополнений в устав осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 97-ФЗ, и представляет собой последовательность следующих действий.


    1. Требования к содержанию устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав) предоставленных на государственную регистрацию


Все требования к содержанию устава (муниципального правового акта о внесении изменений в устав) сводятся к обеспечению его соответствия актам большей юридической силы – Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному закону) Тамбовской области, законам Тамбовской области.

Конкретные требования к содержанию устава можно разделить на две группы:

- к предмету регулирования устава;

- к содержанию правовых норм.

Предмет регулирования устава представлен в частях 1 и 2 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ и включает следующие группы вопросов:

- вопросы, которые подлежат обязательному отражению в уставе муниципального образования;

- вопросы, которые могут регулироваться уставом муниципального образования.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования должны определяться:

  1. наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Перечень обязательных вопросов является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Неурегулирование в уставе вопросов, выходящих за рамки перечня части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации устава. Некоторые иные положения Федерального закона № 131-ФЗ конкретизируют, какие именно вопросы организации местного самоуправления должны быть отражены непосредственно и именно в уставе муниципального образования, а не в иных муниципальных правовых актах. В остальных случаях следует исходить из того, что устав муниципального образования является не единственным муниципальным правовым актом и не подразумевает исчерпывающего регулирования тех или иных вопросов, включенных в перечень части 1 статьи 44, а может регулировать основы соответствующих отношений, отсылая к иным правовым актам в целях более детального их регулирования.

Перечень факультативных вопросов является открытым, это могут быть любые иные вопросы организации местного самоуправления. Не будет являться основанием для отказа в регистрации устава по причине регулирования в уставе каких-либо излишних вопросов организации местного самоуправления.

При проверке норм устава по содержанию дается оценка и тексту устава с технико-юридической точки зрения: обеспечение взаимосвязи нормативных предписаний и их логической последовательности; отсутствие противоречий внутри акта и в системе законодательства; ясность и доступность языка, недвусмысленность предписаний; использование формулировок и терминов, принятых в законодательстве.

В соответствии с пунктом 33 Рекомендаций устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав считаются противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству в следующих случаях:

- если они содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;

- если они регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальным правовым актом о внесении изменений в устав;

- если они не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;

- если они содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.


    1. Государственная регистрация и отказ в государственной регистрации устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав)




      1. Подготовка приказа о государственной регистрации или мотивированного решения об отказе в государственной регистрации устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав)



По результатам проверки устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав) может быть принято лишь одно из итоговых решений (регистрация либо отказ).

Устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования считаются зарегистрированными с момента принятия решения о государственной регистрации, присвоения государственного регистрационного номера и занесения в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Государственная регистрация устава удостоверяется свидетельством.

Свидетельство о государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не выдается.

В случае государственной регистрации решения о внесении изменений в устав муниципального образования на первой странице (титульном листе) ставится штамп государственной регистрации и печать, также как и на оригинале устава.

Датой государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, считается день внесения сведений о них в государственный реестр уставов муниципальных образований.

В случае, если в результате проверки, сделан вывод:

- о противоречии устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Тамбовской области, законам Тамбовской области;

- о нарушении установленного порядка принятия устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области принимается мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

Устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав считаются противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству, если они:

- содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;

- регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставом, муниципальным правовым актом о внесении изменений в устав;

- не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;

- содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

Нарушениями установленных требований, касающихся порядка приятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав считаются:

- принятие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав ненадлежащим органом местного самоуправления;

- принятие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав представительным органом мастного самоуправления при отсутствии необходимого кворума;

- принятие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава;

- нарушение регламента представительного органа местного самоуправления, повлекшее невозможность установить результаты волеизъявления депутатов при голосовании по проекту устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав.

Решение об отказе в государственной регистрации устава, решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

Необходимо отметить, что принятие решения об отказе в государственной регистрации не является препятствием для повторного представления устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав) для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении.

Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования или решения о внесении изменений в устав может быть обжалован в судебном порядке.

Законодательством о регистрации уставов муниципальных образований не предусмотрено возможности принятия каких-либо промежуточных решений, связанных с предоставлением заявителю времени на устранение обнаруженных недостатков.

Во всех случаях, когда выявлено неполное соответствие устава действующему законодательству, независимо от значительности таких несоответствий принимается решение об отказе в государственной регистрации.

Изложенные в заключении об отказе в государственной регистрации устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав) недостатки подлежат устранению в общем порядке, предусмотренном для принятия устава, решения о внесении изменений в устав, после чего устав, решение о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования снова представляется на государственную регистрацию.


      1. Типичные нарушения, допускаемые органами местного самоуправления


Как показывает регистрационная практика в числе наиболее распространенных нарушений, явившихся причинами отказа в государственной регистрации можно выделить следующие:

- уставы муниципальных образований дорабатываются без учета всех изменений, внесенных в Федеральный закон № 131-ФЗ, иные федеральные или региональные законы;

- в нарушение требований части 7 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ не всегда определяется должностное лицо местного самоуправления, которое в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования временно исполняет его полномочия;

- установление в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы сроков введения в действие отдельных норм без учета требований федеральных законов, устанавливающих специальные сроки их вступления в силу;

- установление порядка преобразования и изменения границ муниципального образования в нарушение положений федерального законодательства;

- нарушение порядка принятия муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, в том числе установленного частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ тридцатидневного срока между датой официального опубликования проекта муниципального правового акта и датой его принятия, не опубликование установленных представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава и порядка участия граждан в его обсуждении;

- нарушение требований статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ в части установления срока вступления в силу муниципального правового акта не со дня официального опубликования (после его государственной регистрации), а со дня подписания либо со дня его принятия;

- проведение публичных слушаний по проекту муниципального правового акта после принятия решения в окончательной редакции либо до опубликования самого проекта, тогда как публичные слушания должны быть проведены после опубликования проекта и до принятия решения в окончательной редакции;

- нарушение порядка вступления в силу изменений, касающихся структуры и полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, которые согласно статьям 34 и 44 Федерального закона №131-ФЗ вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений;

- отсутствие в уставе положений, регулирующих вопросы, которые в соответствии с федеральным законодательством должны быть регламентированы уставом и не могут устанавливаться другими муниципальными правовыми актами, либо закрепление в уставе положений, отсылающих к нормативным правовым актам представительного органа по вопросам, которые должны быть урегулированы непосредственно уставом муниципального образования;

- в нарушение требований части 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ не соблюдается кворум при принятии муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы;

- не приведение либо частичное приведение положений уставов в соответствие с изменениями в системе муниципальных правовых актов, согласно которым она дополнена правовыми актами местной администрации, в свою очередь, правовые акты главы местной администрации из нее исключены;

- не приведение положений уставов в соответствие с Законом Тамбовской области от 02.07.2008 г. № 399-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления в Тамбовской области», согласно которому гарантии и порядок их предоставления устанавливаются уставами муниципальных образований области;

- закрепление расширенного перечня полномочий органов местного самоуправления;

- наименования должностей муниципальной службы, закрепленные в уставах, не соответствуют наименованиям, установленным Реестром должностей муниципальной службы в Тамбовской области, утвержденным Законом Тамбовской области от 04.07.2007 г. № 223-З «О муниципальной службе в Тамбовской области»;


- опубликование проекта устава (муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав) тиражом, не достаточным для ознакомления населения муниципального образования с указанным проектом;

- недостаточное урегулирование порядка назначения и проведения собраний, в том числе проводимого по инициативе населения в нарушение части 2 статьи 29 Федерального закона № 131-ФЗ;

- отсутствие порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, наименования конкретного печатного издания, в соответствии пунктом 6 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ;

- несоответствие порядка подписания муниципального правового акта о внесении изменений в устав порядку, установленному уставом муниципального образования;

- не включение в устав положения об ограничениях, связанных с депутатской деятельностью, предусмотренных частью 9 статьи 4 Федерального Закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

- несоответствие закрепленных в уставе перечней вопросов местного значения и муниципального имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, перечням, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ;

- несоблюдение установленного частью 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ 15-дневного срока направления принятых муниципальных правовых актов в регистрирующий орган;

- несоблюдение установленного статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ 10-дневного срока предоставления сведений об официальном опубликовании муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.



    1. Опубликование (обнародование) устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав) и предоставление сведений об опубликовании (обнародовании) после государственной регистрации



Устав (решение о внесении изменений и дополнений в устав) муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном уже действующим уставом муниципального образования, после государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (решения о внесении изменений и дополнений в устав) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (решения о внесении изменений и дополнений в устав) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований Тамбовской области.


Пример:





В Управление предоставляется газета и сопроводительное письмо с указанием даты, номера и названия газеты, в которой был опубликован устав (решение о внесении изменений и дополнений в устав). В случае обнародования необходимо указать дату и вид обнародования (например, указать в какие учреждения был направлен устав (решение о внесении изменений и дополнений в устав) для обнародования.

При этом, нельзя не отметить, что сам факт несоблюдения сроков представления документов и информации в регистрирующий орган, являясь нарушением федерального законодательства, служит основанием для обращения в органы прокуратуры по указанным фактам.

В качестве сведений об официальном опубликовании текстов документов, требующих опубликования, Управлением принимаются либо соответствующие печатные издания, либо изданные типографским способом тексты документов с представлением соответствующих брошюр и указанием тиража. Причем тираж должен быть соотносим с количеством населения.

Обнародование требуемых материалов может происходить путем вывешивания их текстов в здании администрации и иных публичных местах (например: в общественном транспорте, зданиях библиотек, судов, отделов внутренних дел, больниц, школ, сберкасс, объектах ЖКХ). При этом, порядок обнародования должен соответствовать установленному в действующем уставе муниципального образования.

Представление в качестве сведений об опубликовании (обнародовании) только сопроводительного письма, без первоисточника, не позволяет должным образом проверить соблюдение порядка принятия устава (решения о внесении изменений и дополнений в устав), установленного федеральным законодательством.

На основании изложенного, в качестве сведений об источниках обнародования следует представлять:

- решение представительного органа о порядке обнародования муниципальных правовых актов;

- помещенные в газете объявления, оповещающие о месте и времени обнародования документов (экземпляр газеты с объявлением о месте и времени или копию объявления со справкой об их размещении);

- справку, подписанную главой муниципального образования, с указанием дат и мест размещения объявлений об обнародовании информации с приложением их текстов.

При этом, во исполнение части 2 статьи 3 Федерального закона №97-ФЗ соответствующие сведения представляются на магнитном носителе.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы iconМетодические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел
Понятие и значение государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы iconМетодические рекомендации по внесению изменений в уставы муниципальных образований в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2009 г.
Вам в целях оказания практической помощи и использования в нормотворческой работе рекомендации по внесению изменений в уставы муниципальных...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы iconСправка по результатам анализа муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления муниципальных образований в I квартале 2007 г
М муниципальных образований области Главам администраций муниципальных образований области
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы iconПроект модельных изменений в уставы муниципальных образований, направленных на их приведение в соответствие с федеральным законодательством
От 21. 04. 2011 №69-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы iconДеятельность в сфере законодательства, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований
Ием проводится правовая экспертиза законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Курской области. Анализ...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы iconПамятка по порядку и процедуре принятия устава (мпа)
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-фз), ст. 3 Федерального закона от 21. 07. 2005 №97-фз «О государственной регистрации...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы iconАдминистрация Ремонтненского района Ростовской области постановление
Об утверждении Положения о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации муниципальных учреждений Ремонтненского района, а...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы iconАдминистрация Ремонтненского района Ростовской области постановление
Об утверждении Положения о создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации муниципальных учреждений Ремонтненского района, а...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы iconМетодические рекомендации «Разработка программ развития муниципальных систем дошкольного образования»
Методические рекомендации предназначены для методистов муниципальных информационно-методических центров и представителей муниципальных...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы iconАналитические материалы для руководителей библиотечного дела
Федерального закона №83-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница