Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел




НазваниеМетодические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел
страница1/4
Дата01.09.2012
Размер0.78 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ





Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований


Орел, 2012


Оглавление


Введение

  1. Понятие и значение государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

  2. Порядок принятия и представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

  3. Порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

  4. Правовое регулирование процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Приложение 1 - формы документов, представляемых для государственной регистрации устава муниципального образования.

Приложение 2 – формы документов, представляемых для государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.


Введение


В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы правового регулирования процедуры принятия и представления на государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Раскрываются требования, предъявляемые к уставам муниципальных образований и муниципальным правовым актам о внесении изменений в уставы муниципальных образований для осуществления государственной регистрации. Освещаются проблемные вопросы, возникающие при государственной регистрации. Приводятся формы документов, представляемых для государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.


I. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ


Устав муниципального образования - муниципальный нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой в системе муниципальных правовых актов и определяющий основные принципы и правила организации местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, структуру органов местного самоуправления. Устав муниципального образования имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

В соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые акты и осуществляется деятельность органов местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ) государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство юстиции Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации организует работу по государственной регистрации уставов муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.08.2005 № 147 (далее - Рекомендации), государственную регистрацию уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы осуществляют территориальные органы Министерства - Управления Минюста России по субъектам Российской Федерации.

На основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147 (далее – Положение), к полномочиям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области (далее – Управление) относится осуществление государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Управление проводит антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации.

Как установлено частью 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

Государственная регистрация устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав является обязательным этапом процедуры вступления устава в силу и всегда предшествует его опубликованию. Незарегистрированные устав и муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав считаются недействующими и не подлежат применению.

Государственная регистрация устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав направлена на обеспечение соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

При осуществлении государственной регистрации регистрирующим органом проверяется соблюдение требований законодательства, в частности: проводится правовая экспертиза содержания устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, проверяется соблюдение порядка его принятия, а также проводится антикоррупционная экспертиза.

Государственная регистрация имеет юридическое значение, поскольку влечет правовые последствия для устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав. Согласно части 6 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав вступает в силу после его государственной регистрации и опубликования (обнародования). Более того, Федеральным законом № 97-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования. Данные сведения включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона № 97-ФЗ решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава муниципального образования.


II. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ


Порядок принятия уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования установлен Федеральным законом № 131-ФЗ и включает в себя 6 этапов.

1. Разработка проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, определенными уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 24 Положения Управление оказывает органам местного самоуправления методическую помощь по вопросам обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Российской Федерации законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Таким образом, на данном этапе рекомендуется направить проект в Управление для его согласования. Указанная мера позволит выявить и устранить нарушения действующего законодательства, а также правил юридической техники в муниципальном правовом акте еще на стадии рассмотрения проекта и, как следствие, существенно снизить возможность последующего отказа в его государственной регистрации, а также оставления его без рассмотрения.

2. Официальное опубликование (обнародование) проекта устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ проект устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Таким образом, между датой официального опубликования (обнародования) проекта муниципального правового акта и датой заседания представительного органа муниципального образования, на котором планируется рассмотреть вопрос о его принятии, должно пройти не менее 30 дней.

Одновременно с опубликованием (обнародованием) проекта должен быть опубликован (обнародован) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по проекту указанного устава, муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Следует отметить, что на сегодняшний день в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют определения терминов «опубликование» и «обнародование», что спровоцировало возникновение в правовой практике различных толкований соотношения данных терминов.

Разъяснение по данному вопросу дано Верховным Судом Российской Федерации, в соответствии с которым официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания.

Вместе с тем, опубликование и обнародование по своей сути являются тождественными понятиями и преследуют одну цель – возможность ознакомления с содержанием документов тех лиц, чьи права и свободы они затрагивают. Данная позиция нашла отражение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». Так, Верховный Суд Российской Федерации отмечает, что в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, и при опубликовании акта в ином печатном издании либо его обнародовании необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке (пункт 21).

В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в качестве дополнительного источника обнародования проектов муниципальных правовых актов, а также порядка учета мнений жителей по проектам муниципальных правовых актов может использоваться официальный Интернет-сайт муниципального образования, на котором проекты уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований размещаются не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения в первом чтении. Использование Интернет-сайта в качестве дополнительного источника обнародования проектов муниципальных правовых актов необходимо также для применения независимыми экспертами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации, которыми может проводиться независимая антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов.

Порядок размещения текстов проектов уставов, муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования на официальном Интернет-сайте муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.

  1. Проведение публичных слушаний.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ обязательной формой участия граждан в обсуждении устава или муниципального правового акта о внесении изменений в устав являются публичные слушания по проекту устава или муниципального правового акта. На публичные слушания не выносятся проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

Таким образом, проекты муниципальных правовых актов о внесении любых изменений и дополнений в устав муниципального образования, не связанных с вопросами местного значения и полномочиями по их решению, в том числе направленные на приведение положений устава в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами подлежат обязательному вынесению на публичные слушания.

Публичные слушания проводятся в соответствии с порядком организации и проведения публичных слушаний, определенным уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и предусматривающим заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Проведение публичных слушаний, а также их результаты фиксируются в протоколе публичных слушаний или ином итоговом документе. Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию (обнародованию) до проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором будет рассматриваться вопрос о принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в сроки, установленные вышеуказанным порядком.

При этом следует учитывать, что соблюдение порядка проведения публичных слушаний, закрепленного в уставе муниципального образования, подлежит проверке регистрирующим органом в процессе государственной регистрации устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел iconМетодические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы
Раскрываются требования, предъявляемые к уставам муниципальных образований и муниципальным правовым актам о внесении изменений в...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел iconСправка по результатам анализа муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления муниципальных образований в I квартале 2007 г
М муниципальных образований области Главам администраций муниципальных образований области
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел iconМетодические рекомендации по внесению изменений в уставы муниципальных образований в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2009 г.
Вам в целях оказания практической помощи и использования в нормотворческой работе рекомендации по внесению изменений в уставы муниципальных...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел iconПроект модельных изменений в уставы муниципальных образований, направленных на их приведение в соответствие с федеральным законодательством
От 21. 04. 2011 №69-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел iconДеятельность в сфере законодательства, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований
Ием проводится правовая экспертиза законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Курской области. Анализ...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел iconСправка по результатам анализа муниципальных нормативных
М муниципальных образований области Главам администраций муниципальных образований области
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел iconМетодические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований
Во исполнении приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27. 12. 2011 г. N 613 "Об утверждении Методических...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел iconПамятка по порядку и процедуре принятия устава (мпа)
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-фз), ст. 3 Федерального закона от 21. 07. 2005 №97-фз «О государственной регистрации...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел iconДоклад об исполнении бюджетов муниципальных образований
Налоговые и неналоговые доходы по бюджетам муниципальных образований утверждены в сумме 12607,8 млн рублей или 104,2 от объема запланированных...
Методические рекомендации по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований Орел iconО внесении изменений в распоряжение Главы Администрации (Губернатора)
В целях изменения составов призывной комиссии Ростовской области и призывных комиссий муниципальных образований
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница