Содержание история образования и педагогической мысли




Скачать 103.49 Kb.
НазваниеСодержание история образования и педагогической мысли
Дата06.10.2012
Размер103.49 Kb.
ТипДокументы
Вестник «Педагогика и психология». 2010. № 1.

СОДЕРЖАНИЕ



ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

  • Замолоцких Е.Г. Семья и школа – социальные партнеры (исторический аспект)


СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

  • Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала современного школьника

  • Гетманская Е.В. Личность: креативные характеристики

  • Григорьева Л.Г. Использование национально-регионального компонента в трудовом воспитании младших школьников (на примере Чувашии)

  • Козлов В.Г., Морозова И.В. Формирование когнитивной основы деятельности учителя технологии и предпринимательства во время педагогической практики

  • Неволин И.Ф., Позина М.Б. Ключевая роль теоретического знания в эпоху модернизации


ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

  • Молчанова А.В. Применение проблемно-модульной образовательной технологии в обучении студентов-гуманитариев по дисциплине «Педагогика»

  • Мосина В.Р. Новое стратегическое мышление в развитии систем художественного образования высшей школы

  • Сенатор С.Ю. Современные требования к подготовке студентов вуза

  • Скамницкая Г.П. Система управления качеством подготовки специалистов в вузе

  • Сокольникова Э.И. Некоторые проблемы развития современного вуза


АБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

  • Тарасов Л.В. Анимационная работа с молодыми инвалидами в городе Москве: методологические аспекты и организационно-педагогическая модель


БИБЛИОГРАФИЯ

  • Захарова Е.Б. Современные проблемы педагогики и психологии (библиографический обзор)


НАШИ АВТОРЫ


Замолоцких Е.Г.


Семья и школа – социальные партнеры (исторический аспект)

В статье представлен опыт создания единого семейного и школьного образовательного пространства с древнейших времен до начала ХХ в. в России. Выделены этапы своеобразного синкретизма школы и семьи, противопоставления государственного и домашнего воспитания, изоляции школы от семьи, а также концепции сотрудничества семьи и школы в отечественной педагогике.

Ключевые слова: образование, воспитание, школа, семья, социальное партнерство.


Веретенникова Л.К.


Развитие творческого потенциала современного школьника

В статье раскрываются концептуальные основы развития творческого потенциала современного школьника. Излагается необходимая педагогическая стратегия действия, включающая в себя принципы, условия, модели и механизмы развития творческого потенциала учащихся в образовательном процессе.

Ключевые слова: творческий потенциал школьника, педагогический процесс, развитие личности, факторы развития личности, готовность личности к развитию творческого потенциала, педагогическое сопровождение, педагогическая диагностика творческого потенциала.


Гетманская Е.В.


Личность: креативные характеристики

В статье рассматриваются сущностные механизмы и характеристики личностной креативности. Научный анализ проблемы показывает, что факторы креативности связаны, прежде всего, с категориями творческого мышления и его продукции. Креативность – потенциал личности, обеспечивающий ее рост, присущий в той или иной степени каждому человеку. Научные концепции творческих основ личности определяют креативность как продукт социальной природы человека и уникальный инструмент, преобразующий действительность.

Ключевые слова: творческая способность, концепция одаренности, инициативность, нестандартность, терпимость к неопределенности, радикальность, гибкость мышления.


Григорьева Л.Г.


Использование национально-регионального компонента

в трудовом воспитании младших школьников

(на примере Чувашии)

Статья посвящена освещению опыта внедрения национально-регионального компонента в трудовое воспитание младших школьников. В ней также уделено внимание педагогическим условиям эффективности трудового воспитания и специфике разноуровневого обучения.

Ключевые слова: трудовое воспитание, младшие школьники, национально-региональный компонент.


Козлов В.Г., Морозова И.В.


Формирование когнитивной основы деятельности

учителя технологии и предпринимательства

во время педагогической практики

Для будущего учителя технологии и предпринимательства важно научиться и применить на педагогической практике определение ориентировочной основы деятельности. На примере упражнения в статье показана последовательность их создания для учебных целей. Для контроля и самоконтроля студента-практиканта определено подробное описание анализа урока в период педагогической практики.

Ключевые слова: педагогическая практика, педагогический процесс, учебно-педагогическая деятельность, компетентность.


Неволин И.Ф., Позина М.Б.


Ключевая роль теоретического знания в эпоху модернизации

Теоретико-экспериментальные исследование посвящено наиболее трудному процессу освоения теоретического знания. Овладение теоретическим языком требует сознательных волевых усилий и выработки системы методов освоения понятий. Предложена обучающая технология на основе тезаурусного подхода, в котором ключевая роль отводится развитию и совершенствованию лексикона, формированию культуры умственного труда, методологической грамотности.

Ключевые слова: модернизация, теоретическое знание, тезаурус, тезаурусный подход, качество понимания информации, барьеры непонимания, осознание непонимания, терминологическая фрустрация, методы интенсификации лексикона.


Молчанова А.В.


Применение проблемно-модульной образовательной технологии

в обучении студентов-гуманитариев по дисциплине «Педагогика»

В статье раскрывается суть применения проблемно-модульной образовательной технологии в процессе профессионального педагогического образования в вузе. Уделяется внимание уровню профессиональной культуры студента-выпускника, владеющего такими компетенциями, как проблематизация педагогической среды и самостоятельное проектирование решения профессиональных проблем. Подчеркивается особая роль выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающегося на основе профильной и уровневой дифференциации.

Ключевые слова: модульное обучение, проблемно-модульные образовательные технологии, инновации, студент, компетенции, индивидуализация обучения.


Мосина В.Р.


Новое стратегическое мышление в развитии систем художественного образования высшей школы

В статье изложен стратегический подход к решению задач по модернизации и развитию систем художественного образования в высшей школе на примере факультета изящных и визуальных искусств МГГУ им. М.А. Шолохова. Предложены следующие основные направления деятельности: инновационное развитие, научная и художественно-творческая деятельность, образовательная деятельность, учебно-методический комплекс, международное сотрудничество.

Ключевые слова: модернизация системы образования, инновационные образовательные программы, инновационная модель факультета, системный подход к качеству.


Сенатор С.Ю.


Современные требования к подготовке студентов вуза

В статье акцентируется внимание на требованиях, выдвигаемых обществом, государством, вузом, личностью к подготовке специалиста с высшим образованием в современном российском вузе. Уделено внимание роли новых информационных технологий в повышении качества образования.

Ключевые слова: российская образовательная политика, качество высшего профессионального образования, специалист, новые информационные технологии.


Скамницкая Г.П.


Система управления качеством подготовки специалистов в вузе

Статья посвящена проблеме создания эффективной системы управления качеством высшего профессионального образования в целом и выпускников вузов, в частности. При ее разработке необходимо учитывать организационно-методическую подготовку и материальную поддержку образовательного процесса, его кадровое обеспечение, учебную и научно-исследовательскую работу со студентами, оптимальную структуру управления вузом и др. Особо внимание уделено формированию системы мониторинга качества образования и стандартизации образовательной деятельности.

Ключевые слова: управление качеством, высшее профессиональное образование, профессиональная компетентность, мониторинг качества образования, государственные образовательные стандарты.


Сокольникова Э.И.


Некоторые проблемы развития современного вуза

Статья посвящена проблемам развития отечественного высшего образования на современном этапе. В ней рассмотрены недостатки традиционной системы образования, возможности перспективных направлений ее развития (многоуровневость или многоступенчатость), а также индивидуальной (или частично индивидуальной) организации учебного процесса. Особое внимание уделяется менеджменту качества высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, бакалавриат, магистратура, государственные образовательные стандарты, мониторинг качества образования.


Тарасов Л.В.


Анимационная работа с молодыми инвалидами в городе Москве:

методологические аспекты и организационно-педагогическая модель

В статье рассмотрены методологические аспекты социально-культурной анимации молодежи с ограниченными возможностями здоровья, а также предложена модель организации анимационной работы с молодыми инвалидами на региональном уровне. Организационно-педагогическая модель включает в себя подсистемы инновационных площадок, анимационной социально поддерживающей сети, системы социального партнерства на региональном уровне.

Ключевые слова: социально-культурная анимация, молодые инвалиды, организационно-педагогическая модель, анимационная социально поддерживающая сеть, система органов работы с молодежью.


Захарова Е.Б.


Современные проблемы педагогики и психологии

(библиографический обзор)

Статья содержит обзор литературы, изданной редакционно-издательским центром МГГУ им. М.А. Шолохова по проблемам Психолого-педагогического цикла в 2009 году. Список сборников научных трудов, монографий и учебных пособий включает фамилии авторов, названия и аннотации, раскрывающие содержание книги.

Ключевые слова: библиография, сборник научных трудов, монография, учебное пособие, аннотация, обзор.


НАШИ АВТОРЫ


Веретенникова Людмила Кузьминична – доктор педагогических наук, профессор кафедры начального обучения, Московский педагогический государственный университет. E-mail: ^veret@rambler.ru.


Гетманская Елена Валентиновна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: getmel@mail.ru.


Григорьева Лариса Григорьевна – кандидат педагогических наук, докторант кафедры психолого-педагогического образования, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: L9278451986@yandex.ru.


Замолоцких Елена Геннадиевна – доктор педагогических наук, проректор по учебной работе, профессор кафедры психолого-педагогического образования, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: e.g.zamolotskih@mail.ru.


Захарова Евгения Борисовна – кандидат педагогических наук, научный редактор Редакционно-издательского центра МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: izdat_mgopu@mail.ru.


Козлов Виктор Геннадиевич – кандидат педагогических наук, доцент, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: mgopu@mgopu.ru.


Молчанова Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: molchanova.alla@mail.ru.


Мосина Вера Романовна – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета изящных и визуальных искусств, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: artfak_mggu@mail.ru.


Морозова Ирина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный областной университет. E-mail: mgopu@mgopu.ru.


Неволин Игорь Федорович – кандидат психологических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: psilab@rambler.ru.


Позина Марина Борисовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: marina_pozina@rambler.ru.


Сенатор Светлана Юргеновна – доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: s-senator@mail.ru.


Скамницкая Галина Петровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: mgopu@mgopu.ru.


Сокольникова Элла Ивановна – доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования, МГГУ им. М.А. Шолохова. E-mail: s-senator@mail.ru.


Тарасов Леонид Викторович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры семейной, гендерной политики и ювенологии, Российский государственный социальный университет, заместитель директора по научно-методической работе ГУ г. Москвы «ЦДиТМ “Россия”». E-mail: leotar@rambler.ru


CONTENTS


Zamolotskyh E.

Family and school – social partners (historical aspect prior)


In article since the most ancient times prior to the beginning ХХ century experience of creation of uniform family and school educational space is presented to Russia. Stages original syncretism schools and families, oppositions of the state and house education, isolation of school from a family, and also concepts of cooperation of a family and school in domestic pedagogics are allocated.

Key words: formation, education, school, a family, social partnership.


Veretennikova L.

Pupil’s creative potential development in the educational process


The article is about conceptual ideas of modern pupil’s creative development. The article tells us about necessary educational strategy in creative developing which includes: principles, conditions, models and mechanisms for pupil’s creative developing.

Key words: pupil’s creative potential, educational process, personality development, factors of personality development, personality readiness to creative potential development, educational accompaniment; pedagogical diagnostic of creative potential.

Getmanskaya E.

The person: creative characteristics


Clause considers mechanisms and characteristics personal creative qualities. The scientific analysis of a problem shows, that creative qualities, are connected, first of all, with categories of creative thinking and its production.

Creative basis – the potential of the person providing it growth, inherent to some extent to each person. Scientific concepts of creative bases of the person define creative qualities as a product of social human nature and the unique tool, changing the validity.

Key words: creative ability, the concept of endowments, initiative, a nonstandard, tolerance to uncertainty, radicalism, flexibility of thinking.


Grigorieva L.

Use of a national-regional component in labour education of younger schoolboys (on an example of Chuvashiya)


In article experience of teachers of an elementary school on introduction of a national-regional component in labour education of younger schoolboys is described. In it the attention also is paid to pedagogical conditions of efficiency of labour education and specificityd different levels training.

Key words: labour education, younger schoolboys, a national-regional component.


Kozlov V., Morozova I.

Formation of Cognitive lasis of activity Tehnology and Entepreneurship Teacher during Pedagogical Practice


For the future technology and entrepreneurship teacher it is very important to study how to use knowledge of the pedagogical practice of identification the indicative foundation of activity. In the article you can find the example of the steps of its creation for the educational target. Also, it is important to pay attention to the detailed description of the lesson analysis-special for the students (undergoing practical training) monitoring and self-checking.

Key words: pedagogical practice.


Nevolin I., Pozina M.

Key role of theoretical knowledge in the epoch of modernization


This academic and experimental research is devoted to a very complicated process of theoretical knowledge acquiring. Mastering in theoretical language demands strong-willed efforts and ability to develop the system of methods for absorption of concepts. The proposed educational theory is based on thesaurus approach which means developing and improving of vocabulary, shaping of intellectual activity along with methodological framework.

Key words: modernization, theoretical knowledge, thesaurus, thesaurus approach, information quality understanding, nonunderstanding barriers, realizing of incomprehension, terminological frustration, lexicon intensification methods.


Molchanova A.

Application of problemno-modular educational technology in training of students-humanists on discipline «Pedagogics»


In article the essence of application of problem-modular educational technology in the course of a professional pedagogical education in high school reveals. The attention to level of professional culture of the student-graduate owning such competence, as problematical character the pedagogical environment and independent designing of the decision of professional problems is paid. The special role of forming of an individual educational trajectory trained on the basis of profile and level differentiations is underlined.

Key words: modular training, problem-modular educational technologies, innovations, the student, the competence, a training individualization.


Mosina V.

The new strategic thinking in the development of artistic systems education

of high school


Sets out the strategic approach to problem solving for modernization and development of systems for art education in graduate school at the example of the Faculty of fine and visual arts of MGGU by M.Sholokhov. The following main activities: innovative development, scientific and artistic and creative activities, educational activities, methodic, international cooperation.

Key words: modernization of the education system, innovative educational programs, innovative model of faculty, systematic approach to quality.


Senator S.

Modern requirements to preparation of students of high school


In article the attention is focused on the requirements which are put forward by a society, the state, high school, the person to preparation of the expert with higher education in modern Russian high school. The attention of a role of a new information technology in formation improvement of quality is paid.

Key words: the Russian educational policy, quality of the higher vocational training, the expert, a new information technology.


Skamnitskaja G.

Control system of quality of preparation of experts in high school


Article is devoted a problem of creation of an effective control system by quality of the higher vocational training as a whole and graduates of high schools, in particular. By its working out it is necessary to consider organizational methodical preparation and material support of educational process, its personnel maintenance, educational and research work with students, optimum structure of management, etc. Especially the attention is given by high school to formation of system of monitoring of quality of formation and standardization of educational activity.

Key words: quality management, the higher vocational training, professional competence, monitoring of quality of formation, the state educational standards.


Sokolnikova E.

Some problems of development of modern high school


Article is devoted problems of development of domestic higher education at the present stage. In it lacks of a traditional education system, possibility of perspective directions of its development (different levels or multigradualness), and also individual (or partially individual) the organisations of educational process are considered. The special attention is given to a higher education quality management.

Key words: higher education, a bachelor degree, a magistracy, the state educational standards, monitoring of quality of formation.


Tarasov L.

Animation work with young handicapped people in Moscow: methodological aspects and organizational-administrative model


The article dwells upon methodological aspects of welfare animation of young handicapped people; the model of the organization of animation work with young disabled people at a regional level is offered. The organizational-pedagogical model includes subsystems of innovative platforms, an animation socially supporting network and the system of social partnership at a regional level.

Key words: socio-cultural animation, young handicapped people, organizational-pedagogical model, an animation socially supporting network, the system of bodies of work with the youth.


Zakharova E.

Modern of pedagogics and psychology (the bibliographic review)


Article contains the review of the literature published by publishing center Solokhov MSHU on problems of a psihologo-pedagogical cycle in 2009. The list of collections of proceedings, monographies and manuals includes surnames of authors, names and the short summaries opening the maintenance of the book.

Key words: the bibliography, the collection of proceedings, the monography, the manual, the summary, the review.

Похожие:

Содержание история образования и педагогической мысли iconУчебные издания учебники Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли
Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: учебник / А. Н. Джуринский. – М.: Владос, 2010. – 25 п л
Содержание история образования и педагогической мысли iconРабочая программа по дисциплине «история педагогики»
История и основные этапы развития образования и педагогической мысли. Воспитание в первобытном обществе
Содержание история образования и педагогической мысли iconДжуринский А. Н. История педагогики. /Учебное пособие
Васильева З. Н., Седова Н. В. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Спб., 2001 394с
Содержание история образования и педагогической мысли icon«история социальной педагогики» Методическое пособие
Цель изучения дисциплины формирование знаний об особенностях становления в обществе в целом и в России в частности социально-педагогической...
Содержание история образования и педагогической мысли iconС некоторыми методическими указаниями. Предлагаются варианты таблиц для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам и примерные темы рефератов и контрольных работ
И 20 История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. Великий Новгород: Новгу...
Содержание история образования и педагогической мысли iconВардан Григорьевич Торосян История образования и педагогической мысли: учебник для вузов
Жизнь в динамичном, беспокойном и взрывоопасном мире, в ситуации, угрожающей самому существованию человечества (а в России принявшей...
Содержание история образования и педагогической мысли iconИстория психологической мысли пути и
История психологической мысли. Пути и закономерности: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Военное издательство, Типография...
Содержание история образования и педагогической мысли iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Педагогика»
Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика». Вопросы по курсу «История развития образования и педагогической мысли» не...
Содержание история образования и педагогической мысли iconПрограмма спецкурса «История экономической мысли в демографическом аспекте» Тема Первые школы экономической мысли и возникновение статистики и теории народонаселения
Г. Д. Гловели. Программа спецкурса «История экономической мысли в демографическом аспекте»
Содержание история образования и педагогической мысли iconПрограмма дисциплины «История политической и правовой мысли зарубежных стран»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900. 68 “Юриспруденция”...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница