Методические рекомендации Великий Новгород




Скачать 466.15 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Великий Новгород
страница1/6
Дата06.10.2012
Размер466.15 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
Министерство образования Российской Федерации

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


О.М. Зайченко


Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания


Великий Новгород

2000

Министерство образования Российской Федерации

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


О.М. Зайченко


Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания


Методические рекомендации


Великий Новгород

2000

ББК 74.202 Печатается по решению

З 17 РИС НовГУ


Рецензент:

Горычева С.Н., канд. пед. наук, доцент,

Ширин А.Г., канд. пед. наук


Зайченко О.М.

З 17 Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: Методические рекомендации. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 32 с.


В рекомендациях раскрывается один из возможных подходов к проблеме формирования методологических представлений учащихся. В его основе - идея изучения вопросов методологии научного познания в контексте истории науки и научных открытий.

Адресованы студентам педагогических специальностей, учителям, методистам, преподавателям.


ББК 74.202


НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000

© Зайченко О.М., 2000

Введение



Таким, образом, мой успех как человека науки … явился результатом, насколько я могу судить, сложных и разнообразных умственных качеств и условий. Самыми важными из них были: любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумы­вании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочная доля изобретательности и здравого смысла.

Чарлз Дарвин


Необходимость включения в содержание школьного обучения системы начальных методологических знаний обуславливается задачей формиро­вания у учащихся способов и приемов самостоятельного мышления как основы их интеллектуального развития и непрерывного самообразования.

В самом общем плане методология науки - это «знание о знаниях» (В.В.Мадер, 1995). Ее проблематика включает в себя вопросы, связанные с осознанием процесса научного познания и выработкой его нормативных моделей. Основные темы, которые исследует научная методология: каким образом происходит рост научного знания, что обеспечивает объектив­ность выводов науки, в чем состоят критерии истинности человеческого знания, каковы способы доказательства и обоснования научных утверж­дений и др. Таким образом, методологию науки можно определить как рефлексию исследователя, направленную на осмысление процесса получе­ния нового знания.

Одной из основных задач школы является развитие познавательной самостоятельности личности ученика. Решение этой задачи предполагает формирование у учащихся представлений о росте и развитии научного знания.

Что должны знать учащиеся о процессе научного познания и как обеспечить формирование у них соответствующих знаний?

Ведущие положения, раскрывающие логику возникновения и движения нового знания, могут быть объединены в три основные группы.

Первую группу составляют положения, раскрывающие смысл, цели и результаты научного познания: наука как особая сфера человеческой дея­тельности; знание о мире - цель и продукт научного познания; структур­ный характер научного знания; единство и различие эмпирического и теоретического уровней знания; описание, объяснение, предвидение как основные функции познания.

Во вторую группу входят положения, содержащие характеристики процесса научного познания: общие модели познания как движения знания от частного к общему, от общего - к частному, от выдвижения гипотезы - к ее экспериментальной проверке; отсутствие алгоритма научного познания; получение и подтверждение нового знания как творческая деятельность.

Третья группа объединяет положения, отражающие результаты анализа ситуации конкуренции альтернативных теоретических концепций: недос­таточность для установления истинности теории определения ее соответ­ствия фактологическим данным; косвенный характер внеэмпирических критериев выбора между альтернативными теориями; разрешение ситу­ации конкуренции теории на основе личного решения исследователя.

В содержании обучения эти положения должны отразить идею лич­ностного характера познания, осуществляемого человеком как носителем конкретных целей, ценностных установок, представлений об истинном и ложном.

Методика обучения вопросам методологии научного познания предпо­лагает учет современных тенденций в развитии философии и методологии науки. Эти тенденции выражены обращением логико-методологических исследований «к истории науки как к своему эмпирическому базису, а также попытками привести в соответствие логические нормы, методоло­гические правила и практику научного поиска» (Философия и методология науки, 1996). В связи с этим значительное внимание в настоящей работе уделено организации деятельности учащихся, обеспечивающей форми­рование представлений о научном познании через анализ истории науки и научных открытий.

Мы исходили из того, что при решении задачи организации изучения учащимися характеристик научного исследования процесс обучения целесообразно строить на материале естествознания. Это обусловлено тем, что в современной философии науки область естествознания составляет основной объект изучения, а естественнонаучный идеал познания состав­ляет классический идеал науки.

В основу данной работы легли методические разработки, апробиро­ванные автором в ходе опытно-экспериментальной работы в школе-лицее № 214 г. Санкт-Петербурга.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методические рекомендации Великий Новгород iconМетодические рекомендации Великий Новгород
З 17 Конкурирующие научные концепции в школьном обучении: Методические рекомендации. Великий Новгород: Новгу им. Ярослава Мудрого,...
Методические рекомендации Великий Новгород iconГосподин Великий Новгород 2дня/1 ночь
Отправление из Москвы с Ленинградского вокзала вечерним поездом №42 (Москва Великий Новгород) в 21: 50
Методические рекомендации Великий Новгород iconВеликий новгород 2000
Культура как форма человечности. Учебное пособие. – Великий Новгород: Новгу имени Ярослава Мудрого, 2000. – 92 с
Методические рекомендации Великий Новгород iconМонография Великий Новгород
П 22 Педагогическое образование в университете: контекстно-биогра­фический подход: Монография /Под ред. А. Л. Гаврикова, М. Н. Певзнера....
Методические рекомендации Великий Новгород iconВ ее историческом развитии великий Новгород 2002
Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии / Под ред. В. П. Большакова. Великий Новгород, Новгу им. Ярослава Мудрого,...
Методические рекомендации Великий Новгород iconУчебное пособие Великий Новгород 2002 ббк 71. 0 я73 Печатается по решению и 20 рис новГУ
Методы изучения культуры: Учебное пособие. – Великий Новгород: Новгу им. Ярослава Мудрого, 2002. – 76 с
Методические рекомендации Великий Новгород iconС некоторыми методическими указаниями. Предлагаются варианты таблиц для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам и примерные темы рефератов и контрольных работ
И 20 История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. Великий Новгород: Новгу...
Методические рекомендации Великий Новгород iconВ жизни общества учебное пособие Великий Новгород 2000
Культура и культурология в жизни общества: Учебное пособие / Под научн ред. В. П. Большакова. – Великий Новгород: Новгу имени Ярослава...
Методические рекомендации Великий Новгород iconМетодические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся Великий Новгород 2011г
В связи с этим, обучение в образовательном учреждении включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части...
Методические рекомендации Великий Новгород iconУчебное пособие / Под ред. В. П. Большакова. Великий Новгород: Новгу имени Ярослава Мудрого, 2001. 144 с., ил
Своеобразие культуры Нового времени в ее развитии от Ренессанса до наших дней: Учебное пособие / Под ред. В. П. Большакова. – Великий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница