Дипломная работа студента




НазваниеДипломная работа студента
страница1/10
Дата06.10.2012
Размер0.78 Mb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет

имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»


Кафедра психологии развития и

педагогической психологии


Изучение социальной тревожности у различных групп пользователей сети Интернет




К защите допущен (а)

______________________

(зав. каф. Попова Л.Г.)


Дипломная работа студента

6 курса заочного отделения

Щербинина Александра Александровича





Научный руководитель:

доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, к. п. н.

Попова Лариса Григорьевна



Екатеринбург 2011



Содержание

1. Введение 3

2. Теоретическая часть 8

2.1 Интернет и онлайн-игры 8

2.2 Социальная тревожность. Социофобия 15

2.3 Связь социальной тревожности с другими показателями 22

2.4 Выводы теоретической части 25

3. Практическая часть 27

3.1 Введение в практическую часть 27

3.2 Описание методик исследования 30

3.3 Обработка и интерпретация результатов 38

3.4 Связь с другими методиками 53

3.6 Выводы 66

4. Заключение 67

5. Список литературы 72


1. Введение


Актуальность исследуемой проблемы связана, прежде всего, с большой распространенностью сети Интернет. По состоянию на 2010 год выход в сеть имеют порядка 25% мирового населения, а в развитых странах проникновение Интернета превышает 80%. Хотя Россия несколько отстает по темпам интернетизации, на сегодняшний день, по разным оценкам, примерно 60-70% городского населения пользуются подключением к сети Интернет. Вместе с этим растет и время, проводимое пользователями в интернете, появились и продолжают появляться разнообразные сервисы, рассчитанные на широкую аудиторию, в том числе направленные на общение и взаимодействие между людьми. Это, несомненно, внесло изменения в привычный уклад социальной жизни людей. Однако данные, касающиеся особенностей социальной сферы пользователей сети Интернет крайне противоречивы. С одной стороны, опубликованы исследования, выявившие положительное влияние различных интернет-сервисов на социальную сферу. С другой стороны, существует точка зрения, что Интернет может являться объектом аддикции, негативно влиять на личность, в том числе приводить к отказу от «реального» общения в пользу «виртуального», десоциализации. С этим же связан и крайне спорный вопрос об аддиктивности и влиянии на личность онлайн игр.

Объект исследования: группы пользователей сети Интернет с различной спецификой использования: люди, работающие с Интернетом в рамках профессиональной и учебной деятельности; пользователи т. н. «социальных сервисов» (социальные сети, службы мгновенных сообщений, онлайн-дневники); игроки в онлайн-игры.

Предмет: Социальная тревожность, рассматриваемые в контексте пользования сетью Интернет.

Цель исследования: Изучить и провести сравнительный анализ проявления социальной тревожности у различных групп пользователей сети Интернет

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Провести теоретический анализ работ, посвященных социальной тревожности и проблемам, связанным с использованием сети Интернет и онлайн-игр.

  2. Выделить и описать группы пользователей сети Интернет и виды сетевой активности.

  3. Выявить факторы, связанные с проявлением высокой социальной тревожности.

  4. Подобрать методически инструментарий, позволяющий определить уровень социальной тревожности.

  5. Провести анализ различий в проявлении социальной тревожности между респондентами из различных групп.

Гипотезы исследования:

    1. Уровень социальной тревожности выше среди игроков в онлайн-игры и ниже среди пользователей социальных сетей и блогов

    2. Высокие уровни социальной тревожности связаны с высокой степенью одиночества. Как следствие, уровень одиночества выше среди игроков в онлайн-игры и ниже среди пользователей социальных сетей и блогов.

    3. Более высокие уровни социальной тревожности связаны с использованием менее конструктивных стратегий копинга и, как следствие, менее эффективным поведением в стрессовых ситуациях.

    4. Увлеченность компьютерными играми является одной из причин повышения социальной тревожности. Чем больше игровой «стаж» игрока, тем выше уровень его социальной тревожности.

Далее опишем выборную совокупность и процедуру проведения исследования.

Испытуемые. К участию в исследовании были привлечены респонденты из трех различных групп.

Первую группу составили студенты математико-механического факультета УрГУ, изучающие курс «Сетевые технологии», магистранты и преподаватели математико-механического факультета, а также сотрудники сектора Компьютерной Визуализации Института Математики и Механики УрО РАН.

Во вторую группу вошли игроки в одну из популярных онлайн-игр.

Третью группу составили пользователи социальной сети «В Контакте» и нескольких площадок для ведения блогов (онлайн-дневников).

Методы

Обследование проводилось с помощью тестового опроса в электронной форме.

На подготовительном этапе было проведено пилотажное очное исследование с помощью предварительной электронной версии опроса, в котором приняли участие 10 студентов математико-механического факультета, а также 6 пользователей социальной сети «В Контакте». В ходе этого исследования были выявлены недостатки стимульного материала, найдены вопросы, вызывающие у опрашиваемых наибольшие затруднения и прочие аспекты проведения исследования. На основании этих данных был разработан окончательный вариант стимульного материала, включающий в себя все необходимые правки и комментарии к заполнению.

Для проведения исследования была выбрана сеть Интернет, поскольку этот способ позволил привлечь интересующие нас группы респондентов напрямую, не прибегая к процедурам отбора испытуемых. В качестве платформы был выбран программный комплекс LimeSurvey развернутый на подготовленной для этого интернет-площадке.

LimeSurvey является веб-приложением, которое позволяет создавать, администрировать и проводить онлайн-опросы. Для создания опросов предлагается веб-интерфейс, в систему встроены большинство используемых типов вопросов, что облегчает обобщение и обработку собранных ответов. Каждый из опросов разбивается на группы вопросов, каждая группа вопросов находится на отдельной странице. Опросники и анкеты могут включать в себя различные типы вопросов, ответами на которые могут быть как ввод текста, цифровой ввод, выбор нужного варианта ответа, или же просто да/нет. Вопросы могут быть организованы в двумерный массив, одна ось которого будет содержать вопросы, а другая — ответы на них. Также поддерживается возможность логических ветвлений: вопросы можно отображать или скрывать в зависимости от предыдущих ответов респондента. Отдельно стоит отметить, что система содержит расширенный инструментарий для контроля доступа к опросу и, кроме того, может обеспечивать полную анонимность для участников.

Созданные с помощью этой системы опросы отличаются, с одной стороны, высокой степенью удобности для респондентов, значительно ускоряя и упрощая ввод данных и облегчая сам процесс участия, а с другой многократно повышает эффективность проведения опроса за счет автоматизации процесса и исключения человеческого фактора.

Прохождение опроса осуществлялось следующим образом: испытуемый с помощью веб-браузера заходил на страницу опроса в интернете. После чтения вводного текста он заполнял анкету (см. приложение 1), а после приступал к заполнению форм опросников. Вопросы были дополнительно разъяснены с помощью комментариев, в случае пропуска какого-либо из вопросов выводилось напоминание о необходимости ответа.

Всего использовалось пять методок: разработанный нами опросник «Виды активности в сети Интернет», переведенные нами с английского Liebowitz Social Anxiety Scale (LSAS, «Шкала социальной тревожности Либовица») [13] и University of California, Los Angeles Loneliness Scale («Шкала одиночества UCLA») а также опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях (Норманн С. и др., адаптированный вариант Т.А. Крюковой) [3] и предложенный в магистерской работе Г.С. Глудина опросник «Увлеченность компьютерными играми» [1]


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Дипломная работа студента iconВыпускная квалификационная работа (дипломная работа)
Тема дипломной работы формулируется научным руководителем или в совместном обсуждении студента и научного руководителя и утверждается...
Дипломная работа студента iconНастоящая дипломная работа посвящена фольклору русским и чешским народным танцам. Дипломная работа состоит из теоретической части, залоключения, резюме и
В русской части дипломной работы обращено особое внимание на развитие народного танца у восточных славян. Настоящая дипломная работа...
Дипломная работа студента iconДипломная работа по направлению Математика. Прикладная математика студента гр. Мт 505
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дипломная работа студента iconДипломная работа на тему: «Алгоритм Бойера Морриса»
Студента пятого курса, группы инз-21С специальности “Информатика” заочной формы обучения Тищенко Дмитрия Станиславовича
Дипломная работа студента iconДипломная работа по теме: Документно-ориентированное
Дипломная работа выполнене в рамках гранта рффи 03-01-00339-а по проекту “Новые информационные технологии и базовое обучение информатике...
Дипломная работа студента iconМетодические указания по написанию дипломных работ по курсу «Гражданское процессуальное право России» для студентов гражданской правовой специализации
Дипломная (квалификационная) работа является самостоятельным научным исследованием студента, завершающим его обучение по избранной...
Дипломная работа студента iconДипломная работа: выполнение и защита
Методические рекомендации составлены на основе учебно-методического пособия: Дипломная работа: выполнение и защита. Учебно-методическое...
Дипломная работа студента iconДипломная практика
Студентам (в зависимости от специальности и вида практики) выдается необходимая документация: программа практики, дневник студента-практиканта,...
Дипломная работа студента iconДипломная работа студента Торцова Никиты Алексеевича на тему: «совершенствование некредитной деятельности коммерческого банка»
Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка ОАО «Альфа-Банк» (2006-2008) 36
Дипломная работа студента iconДипломная работа выполнена в цехе цифровой фотограмметрии фгуп урпцг «Уралгеоинформ»
Дипломная работа посвящена исследованию возможностей цифровой фотограмметрической системы photomod, предназначенной для решения полного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница