Тема опыта




Скачать 110.04 Kb.
НазваниеТема опыта
Дата06.10.2012
Размер110.04 Kb.
ТипДокументы

Колган Марина Александровна




СОДЕРЖАНИЕ

  1. Сведения об авторе опыта………………………………………………………………3

  2. Тема опыта……………………………………………………………………………….4

  3. Условие возникновения, становления опыта………………………………………….5

  4. Актуальность опыта……………………………………………………………………..6

  5. Теоретическое обоснование опыта……………………………………………………..7

  6. Ведущая педагогическая идея опыта…………………………………………………...8

  7. Технология опыта………………………………………………………………………..9

  8. Длительность работы над опытом…………………………………………………….11

  9. Диапазон опыта…………………………………………………………………………12

  10. Результативность опыта………………………………………………………………..13

  11. Библиографический список……………………………………………………………14

  12. Приложение опыту……………………………………………………………………..15




  1. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ОПЫТА.

Ф. И. О. автора: Колган Марина Александровна

Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 х. Куликовского муниципального образования Ленинградский район

Педагогический стаж: 2 года

Преподаваемые предметы: математика

Специальность: бакалавр физико-математического образования

Контактный телефон: 8-918-072-24-94



  1. ТЕМА ОПЫТА:

«Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе историзации школьного курса математики»



  1. УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.

Историзацией школьного курса математики я занимаюсь около 5 лет, но к сожалению, без применения информационных технологий в процессе обучения школьников, данный метод гуманитаризации не возымел должного результата. Имея сравнительно небольшой опыт работы в школе, в результате использования ИКТ, мною достигнуты некоторые результаты и в процессе историзации.

Многими учеными неоднократно подчеркивается необходимость рассмотрения математических идей и методов школьного курса математики, с исторической точки зрения. В их трудах исторический компонент школьного математического образования – предмет пристального внимания, в связи с этим, ими предлагаются многочисленные разнообразные технологии введения исторических сведений, как на уроках, так и во внеклассной работе, одной из них являются информационные технологии.


4. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

Существующая система образования претерпевает значительную модернизацию, это, прежде всего, связано с идеями гуманизации и гуманитаризации. Наиболее остро проблема реализации этих идей стоит в области математического образования, в силу строгости логического построения научного контекста математики. Одним из наиболее перспективных направлений реализации гуманитаризации школьного математического образования, являются его историзация (введение исторических сведений в обучение математике) и компьютеризация. Процесс историзации, в принципе, очень объемный по своей структуре, требующий знания большого теоретического материала, и дополнительного резервного времени, поэтому он не может быть осуществим без применения информационных технологий.

Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. В информационном обществе складываются новые формы массовых коммуникаций, социального общения, стиль мышления и образа жизни, новые парадигмы экономики, политики, управления, к чему необходимо готовить будущих выпускников. Но, как известно… «человек, не знающий своей истории, подобен дереву без корней - всякий ветер его валит».


5.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА.

Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Цели обучения математике в узком смысле такие же, как и при обучении любой другой дисциплине: общеобразовательные, воспитательные, развивающие. Но преподавание данного предмета в школе подразумевает и специфические цели, определяемые особенностями математической науки. Одна из них - это формирование и развитие математического мышления, она может быть полностью реализована, только с помощью прослеживания истории развития математического события. Особое внимание в своей работе я уделяю развивающим целям, способствующим формированию мировоззрения учащихся, логической и эвристической составляющих мышления, алгоритмизации мыслительного процесса; развитие пространственного воображения, эти же цели могут быть решены с помощью информационных технологий. Применение информационных технологий в процессе историзации вырабатывает у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений.

К сожалению, не все дети являются одарёнными в математическом смысле, а современных программах большое количество часов уделяется разнообразным предметным темам, но на уроки, которые могли бы стимулировать не только детей с математическим складом ума, но и детей с гуманитарными способностями, практически, нет часов. На мой взгляд, занятия, основанные на интегрировании математики, истории её развития и информационных технологий, нацеленные на более подробное, расширенное изучение предмета, способствуют направлению обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу. Усиление взаимосвязи естественно-математического образования с гуманитарным, делает «точные науки» более понятными, близкими ребёнку, а усиление практического и прикладного аспектов в их преподавании должно привести к более значимым результатам.


6.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

  • прививать учащимся потребность к исследовательской работе;

  • воспитывать потребность самостоятельного приобретения знаний и их воплощения в повседневную жизнь;

  • поддержать интерес к предмету и «разжечь» желание заниматься математическими дисциплинами;

  • повысить уровень учебной мотивации.



7. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Цели опыта с помощью применения информационных технологий:

  • формировать умения учащихся строить новые сочетания основных математических знаний со знаниями, полученными из истории развития математических наук;

  • формировать умения учащихся транслировать математический материал из одной формы выражения в другую, т.е. умение интерпретировать учеником математический материал с помощью его истории;

  • формировать умения учащихся использовать изученный математический и исторический материал в конкретных условиях и новых ситуациях, отыскивать точки соприкосновения математической и исторической культур;

  • формировать восприятие учащимися целостной картины мира, а не разделенной на различные области человеческого познания;

  • формировать эмоционально-личностное отношение учащихся к таким составным частям культуры, как математика, история математики.


Основные задачи применения информационных технологий при историзации школьного курса математики:

  • дидактическая (подготовить учебно-исторический материал урока, с помощью сети Интернет);

  • организационная (организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени);

  • мотивационная (с помощью истории математики формировать у учащихся не формальные знания по темам, а более углубленные)

  • учебная (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с компьютером).


Средства реализации опыта:

основанные на внеурочной деятельности:

  • Исторический экскурс, отступление от основного математического содержания урока или практического занятия для освещения его истории;

  • Историческая беседа – это обмен мнениями об историко - математических фактах, который может проходить в виде дискуссий, исследовательской презентации, доклада с обсуждением его тематики.

основанные на внеурочной деятельности:

  • Математический афоризм – изречение математика, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль, в основном применим на титульных слайдах различных презентаций.

Пример 1. «Я мыслю, - значит существую». Афоризм французского математика и философа Рене Декарта. Пример 2. «Корень учения горек, а плоды его сладки». Афоризм этот, по свидетельству античного писателя, математика, и историка Диогена Лаэрского ( ||| в. н. э.), принадлежит Аристотелю (384 – 322 гг. до н. э.).

  • Математическая цитата – точная дословная выдержка из какого-нибудь математического текста, высказывания великих математиков.

Пример 1. «Пока алгебра и геометрия развивались врозь, их прогресс был медленным, применение – ограниченным; когда же эти две науки были соединены. Они стали помогать друг другу и быстро шагать к совершенству». Лагранж.

Пример 2. «В математике, как ни в другой области, не принимают ничего на веру, здесь всегда требуется доказательства». У.Сойер.

  • Исторические задачи, старинные задачи, задачи историко –математического содержания, именные задачи - математические задачи, привлекающие к себе внимание ученых на протяжении продолжительного периода времени, задачи различного исторического содержания, которые с помощью презентаций в учебном процессе обретают «новую» жизнь.

Пример №1. Задача Архимеда. Если в круге хорды АВ и СД пересекаются под прямым углом, то сумма квадратов отрезков АЕ, ВЕ, СЕ, ДЕ равна квадрату диаметра. Доказать!

Пример №2. Из арифметики Л. Магницкого. Некто пришел в ряд, купил игрушек для малых ребят: за первую игрушку заплатил одну пятую часть всех своих денег, за другую 3/7 остатка от первой покупки, за третью игрушку заплатил 3/5 остатка от второй покупки; а по приезде в дом нашел остальных в кошельке денег 1 рубль 92 копейки, спрашивается, сколько в кошельке денег была и сколько за которую игрушку денег заплачено.

Пример №3. «Индийский царь Шерам позвал к себе изобретателя шахматной игры, своего подданного Сету, чтобы наградить его за остроумную выдумку. Сета, издеваясь над царем. Потребовал за первую клетку шахматной доски 1 пшеничное зерно, за вторую 2 зерна, за третью – 4 зерна и т. д. Оказалось, что царь не был в состоянии выплатить это «скромное» желание Сеты». Почему?


8. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ.

С сентября 2009 года находился в процессе разработки. С января 2011 используется учителем математики на уроках и во внеурочной деятельности.


9. ДИАПАЗОН ОПЫТА.

Используются в системе уроков и внеклассной работы в соответствии с учебным планом школы.


10. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

О результатах данного опыта говорить еще рано, так как он находиться в процессе тематического исследования, практической разработки. Уроки, на которых был применен принцип историзации с помощью информационных технологий, оказались более яркими и запоминающимися.



  1. .БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе. IХ-Х классы. М.: Просвящение, 1983.-351с

  2. Глейзер Г.И. История математики в школе. VII-VIII классы. М.:Просвящение, 1982.-239с.

  3. Иванова О. Интегрированный урок: «Многогранники вокруг нас». //МВШ №5 2005г.

  4. Кондрашова З.М. Подготовка учителей математики к внедрению технологии гуманитаризации в школьное математическое образование. Дисс. на соиск. уч.степ. к.п.н.-Ростов-на Дону, 2001.-216с.

  5. Фрадкин Ф. А. Принцип историзма в трудах выдающихся советских педагогов. // Педа­гогика №10, 1981г.



12.Приложение

  1. Приложение № 1– Урок «Деление целых чисел»

  2. Приложение №2-Презинтация по теме: «Деление целых чисел»

  3. Приложение №3- Урок - игра: «Заморочки из бочки»

  4. Приложение №4 – Интегрированный урок: « Многогранники вокруг нас». (Проэкт)

  5. Приложение №5 –Урок «Задачи на клеточках»



Похожие:

Тема опыта iconТема опыта
Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка
Тема опыта iconТема опыта
Ведущая идея опыта: предмет «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию личности ученика, установлению интегративных...
Тема опыта iconИнформационная карта инновационного опыта информационная карта инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «Образование»
Тема инновации (основная проблема, по которой представляется инновационный педагогический опыт (ипо)
Тема опыта iconСовременная экономика: вопросы теории, практики и методики изучения
Каверина Е. И. – тема 10; асистент Коновалюк Р. А. – тема 6, 8; ассистент Макарук Д. Г. – тема 13. 4; 13. 5; 13. 6; 13,7; ст препод....
Тема опыта iconПотемкиной Татьяны Владимировны
Тема педагогического опыта: «Технология проверки качества знания в основной школе»
Тема опыта iconТема опыта
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе»
Тема опыта iconС. К. Шайхитдинова концепции идентичности
Навык определения концепций идентичности в медиа-дискурсе отрабатывается с использованием имеющегося у автора опыта работы журналистом,...
Тема опыта iconТворческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева»
Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников...
Тема опыта iconИзложение своего педагогического опыта
Тема: Коррекция фонетических недостатков при тяжелых нарушениях речи у детей посредством логопедического массажа
Тема опыта iconТема опыта
Ответственный за выпуск: Оробинская И. Н. заведующая информационно-методическим кабинетом муниципального учреждения "Отдел образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница