Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России




НазваниеБизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России
страница1/3
Дата01.09.2012
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3


Бизнес – общество – СМИ: связи и взаимодействия

в современной России


Последнее десятилетие бизнес является одним из главных элементов нашего российского общества. Бизнес активно включился в такие общественные сферы, как политика, экономика, социальная сфера, культура. Важную роль в функционировании и развитии бизнеса играют системы общественной коммуникации, включая средства массовой информации. Бизнес-коммуникации позволяют компаниям более эффективно осуществлять взаимодействие с внешней средой посредством обмена информацией. Участниками бизнес-коммуникаций становятся представители разных областей деятельности.

Рост роли и значения деловых отношений в обществе сопровождается все большим включением бизнеса в коммуникационную среду СМИ. За прошедшие 20 лет российские средства массовой информации сильно изменились, что в первую очередь связано с распадом СССР, когда на смену принципам партийности пришли принципы рыночных отношений. Масс-медиа пришлось выживать в условиях рынка. Одним из результатов этих процессов стало появление на рынке СМИ нового типа прессы – деловой. Деловая пресса стала для бизнес-сообщества и важным источником необходимой информации для более успешного и выгодного существования бизнеса, и инструментом доставки информации о своей компании, товаре и услугах потребителям, коллегам, конкурентам.

Для налаживания эфективных бизнес-коммуникаций бизнес-сообщество не ограничивается лишь только сотрудничеством с деловой прессой. Взаимодействие происходит как с массовыми, так и бульварными изданиями.


Бизнес в системе социальных институтов

Существует несколько сфер общественной жизни, в рамках которых действуют люди и организации. В число социальных отношений, регулируемых специальными институтами, входят сферы:

- экономики: регулирует материальные отношения;

- политики: регулирует отношения между государством, политическими партиями, гражданским обществом;

- социальной сферы: регулирует отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению здоровья, образования, социальных гарантий, жизненного комфорта;

- культуры: регулирует отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления [см. Дзялошинский].

Важным компонентом экономической сферы является бизнес. Помимо бизнеса в экономику входит еще семейная экономика, экономические отношения небизнесового характера, например, государственные вливания в экономику. Бывает небизнесовый обмен, который подразумевает под собой нечто убыточное. А бизнес – это часть экономики, ориентированная на получение прибыли. Следовательно, понятие экономики гораздо шире, чем бизнеса, так как в ней помимо прибыли есть еще неприбыльность (например, социальные услуги, волонтерство).

В последнее время активно развивается пятая общественная подсистема – коммуникация.

Коммуникация – это сложный процесс, который представляет собой взаимодействие двух или более систем, происходящий в различных ситуациях с использованием различных средств и каналов общения. «Термин «коммуникация» используется в науке с начала XX в. В социальную науку он пришел в 1920-е годы благодаря исследованиям бихевиористов, полагавших, что основой данного процесса являются речевые сигналы, вызывающие нужную реакцию человека. Подавляющее большинство определений коммуникации дано представителями американской социологической школы, которые под коммуникацией подразумевают универсальный механизм человеческого взаимодействия с помощью всех способов передачи информации... В современном понимании коммуникация рассматривается прежде всего как процесс информационного взаимодействия между людьми. Коммуникация помогает индивиду сформировать общую картину мира, получить представление об обществе, в котором он живет, расширить круг общения» [Горохов, 2004, с. 15].

Коммуникация - более сложный процесс, чем просто обмен информацией. Для нее характерно наличие обратной связи для обеспечения результата. Любая деятельность возможна лишь при наличии коммуникации.

Взаимодействие этих сфер общественной жизни можно рассмотреть на схеме:



Схема 1. Взаимодействие сфер общественной жизни

В коммуникации важен глубинный фундаментальный уровень, который опирается на некие институциональные матрицы. Этот термин введен С. Кирдиной: «Институциональная матрица – своеобразный генотип общества - складывается в момент образования государств и на протяжении их развития сохраняет свою природу» [Кирдина, 2006].

По мнению С. Кирдиной институты могут быть двух уровней:

1) базовые институты – исторически устойчивые социальные отношения, складывающиеся в ходе взаимодействия социальных групп, позволяющие им совместно выживать и развиваться в данных условиях;

2) комплементарные институты, которые носят вспомогательный, дополнительный характер, обеспечивая устойчивость институциональной среды в той или иной сфере общества. Комплементарные институты, дополняющие действие базовых институтов, также обеспечивают необходимую целостность экономических, политических и социальных, культурных структур в обществе, поддерживают непрерывность их функционирования [Дзялошинский, 2008].

Большинство организаций живут по тем правилам, которые заложены институтами. Понятие института глубже, чем понятие бизнеса. Институты – это неосознаваемые большинством людей способы взаимодействия. Институты – это правила; а люди, организации, ведомства, правительства – игроки, действующие по этим правилам [Дзялошинский, 2008]. Бизнес – это игроки. Бизнес – это игра с выигрышем, т.е. прибылью. Прибыль может быть и небольшая, но это все равно выигрыш.

Правила, по которым играет бизнес, задаются вне его, за его пределами. В глубинах лежат институты, а мы, понимая или не понимая, играем по этим правилам. Например, российский бизнес играет по правилам, которые ни в одной стране не существуют. Бизнес в России и бизнес в Америке – это разный бизнес.

Функционирование бизнеса невозможно без бизнес-коммуникаций, благодаря которым осуществляется общение со всеми необходимыми бизнесу субъектами. Стабильность и успех экономической деятельности любого социально-экономического института зависит от деловых связей и бизнес-коммуникаций, их развития и укрепления. Именно бизнес-коммуникации позволяют корпорациям более эффективно осуществлять взаимодействие с внешней средой посредством обмена информацией1.

Бизнес-коммуникации включают в себя все многообразие форм делового общения, которые в последние десятилетия превратились в настоящую технологию ведения бизнеса [Московская-Мушак, 2004, с. 247].

В структуре бизнес-коммуникаций можно выделить несколько уровней:

1) Первый уровень - это внутриличностная коммуникация, внутренний диалог с собой;

2) Второй уровень — это социально-экономические коммуникативные процессы, протекающие в больших и малых социальных группах. Это коммуникация «внутри» социально-экономических объектов, состоящих из нескольких индивидов, например, в группах предпринимателей;

3) Третий уровень - организационный. Организацию можно рассматривать как «целенаправленную» социальную группу, где субъекты делового партнерства играют определенные социальные роли по отношению к другим членам группы;

4) Четвертый уровень — институциональный, где бизнес-сфера взаимодействует с политической и правовой системами, интегрируется с социальным партнерством и выступает как элемент гражданского общества;

За последние четверть века в России появилось новое поколение - бизнесмены, предприниматели. Они знают, что бизнес – это четкая система зарабатывания денег; деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса, т. е. рыночной стоимости предприятия.

Бизнес стоит рассматривать в системе отношений, в результате которых он взаимодествует с несколькими социальными субъектами:

  • потребителями;

  • конкурентами;

  • властью;

  • поставщиками.

Для более выгодного и профессионального общения с социальными субъектами бизнес использует пресс-службы и отделы по связям с общественностью, которые в свою очередь являются проводниками между бизнесом и другими субъектами и структурами, что наглядно показано в схеме 2:





Схема 2. Взаимоотношение бизнеса с социальными субъектами


Чтобы бизнес развивался, надо чтобы отношение этих четырех субъектов к нему было позитивным. Для этого бизнес создает некую систему влияния – это пресс-служба и отдел по связям с общественностью. Бизнес с помощью этих профессионалов создает некие импульсы, которые призваны убедить власть, потребителей, конкурентов и поставщиков в том, что с ним можно иметь дело. СМИ в данном случае выступает исключительно техническим инструментом, через который бизнес может заявить о себе.


Взаимодействие бизнеса с журналистским сообществом

Масс-медиа играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпритация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире в целом, осуществляется через и с помощью СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения журналистики в политическую и деловую сферы, их превращения в один из важнейших инструментов реализации бизнес процессов.

За прошедшие 20 лет средства массовой информации сильно изменились. Изменения в информационной среде связаны с произошедшими в России историческими процессами. С распадом СССР произошли различные изменения. Начальным этапом этого пути стало появление гласности; именно в этот момент зародилось понятие средств массовой информации как бизнеса, что противоречило старой системе, когда СМИ выполняли функцию идеологического воздействия, информационно-пропагандистского характера со стороны партии.

Средства массовой информации, которые во времен Советского Союза являлись неотъемлемой монополией государства и партии, после распада СССР становятся общедоступными, могут принадлежать кому угодно. Принципы партийности и массовости сразу уступили место рыночным принципам. Следствием этого стало увеличение количества изданий, в тот период стала зарождаться деловая пресса, которая старалась выражать интересы предпринимателей. За последние почти 20 лет взаимное влияние журналистики и бизнеса привело к тому, что в России «именно деловой прессой формируются новые стандарты качественной журналистики» [Мельник, Виноградова, 2010, с. 11-12].

Е. Л. Вартанова в статье «О современном понимании СМИ и журналистики» говорит о необходимости разделить понятия «СМИ» и «журналистика», с одной стороны, по сфере функционирования, с другой − по их сущности. Журналистика − профессия очень конкретная, прикладная. Задача журналиста очевидна − найти новость, изложить ее в том виде, в каком это требуется для конкретного органа СМИ, и в принципе на этом она может считаться выполненной. Встроить эту новость в более широкий информационной контекст, передать ее затем аудитории должен уже не журналист, а редакция, медиаорганизация, фактически − канал СМИ [Вартанова, 2010].

По мнению И. М. Дзялошинского, «Масс-медиа – это общественный институт, задающий ограничительные рамки для процессов создания и распространения массовой информации, а СМИ – это совокупность организаций (редакций и иных медиапредприятий), действующих в этих рамках» [Дзялошинский, 2008]. Другими словами, СМИ – это совокупность организаций, живущих по определенным законам, которые заданы институтом масс-медиа.

«Массовая коммуникация как система <...> порождает <...> совокупность общественных институтов и видов деятельности, обеспечивающих ее функционирование и развитие. Одним из таких институтов являются средства массовой информации, а одним из видов деятельности, обеспечивающим функционирование этого института, является журналистика» [Дзялошинский, 2008]. Одновременно средства массовой информации - это часть современной экономики.

Термин «индустрия СМИ» впервые употребила Е. Л. Вартанова, которая объясняет его следющим образом: «Понятие «СМИ» сегодня описывает индустрию, систему производства содержания − от создания до упаковки − и отчасти организации каналов по их распространению. СМИ и обслуживающие их системы распространения все еще разделены, что связано с существовавшим в доконвергентной эпохе разделением медиаиндустрии, телекомов и почт. Однако со временем все более очевидным становится процесс конвергенции СМИ, при котором происходит объединение различных медиаканалов, медиаплатформ, видов медиаконтента» [Вартанова, 2010].

В статье «О современном понимании СМИ и журналистики» Е. Л. Вартанова поясняет, что термин «индустрия» был предложен еще Т. Адорно и М. Хоркхаймером в 1940 г. Этот термин предполагает не только индустриальное производство и распространение «продукта», но и его коммерциализацию, использование интеллектуального продукта с высокой долей творческого труда для максимального извлечения прибыли в процессе рыночного обмена [Вартанова, 2010].

Вартанова разделила понятия «журналистика» и «СМИ» следующим образом [Вартанова, 2010]:

Суть журналистики

Суть СМИ

Производство содержания информационного характера (журналистский текст), характеризу-ющегося одновременно чертами творческого и индустриального производства

Индустрия, обеспечивающая производство, упаковку и распространение всех типов медиатекстов.


Для обеспечения прибыли бизнесу нужно договориться с потребителем, а для этого он должен разместить, например, в газете некий текст, т.е. газета – это технический инструмент, но чтобы он начал функционировать, его должны обслуживать люди – журналисты.

Таким образом, можно сделать вывод, что бизнес использует СМИ как канал доставки информации, т.е. в данном случае СМИ являются средством, а не партнером.

Сотрудничает же бизнес с журналистами. Взаимодействие бизнеса и СМИ идет не на равных, бизнес испульзует СМИ как инструмент доставки информации. В принципе, любая газета как лист бумаги не является инструментом, это не партнер, а вот журналистское сообщество может быть партнером. Поэтому речь идет о сотрудничестве с журналистким сообществом, которое выпускает определенное СМИ.

Деловым СМИ интересна информация о выходе нового западного или российского игрока на рынок; о покупке нового предприятия, открытии филиала крупной компании, появлении нового бренда известной компании; суммы рекламных оборотов и другая финансово-аналитическая информация от серьезных фирм, а также разнообразные конфликты, слияния и поглощения, происходящие на исследуемом рынке. "Бульварная" же пресса с удовольствием публикует материалы, напрмер, о скандале из личной жизни какого-либо бизнесмена, о каких-то темных пятнах из его прошлого и подобную информацию, из которой может получиться скандал, эксклюзив или сенсация.

Для деловой прессы, как правило, более значимы и интересны крупные бизнес-компании, новости связанные с ними, экономическая ситуация в стране, более сложная и качественная информация относительно экономики, аналитики, финансов и т.д. А темы среднего и малого бизнеса обсуждаются реже и меньше.

Я. Н. Засурский в статье “Деловая пресса России – ресурс поддержки предпринимательства” пишет, что виновными в том, что у нас не налаживается нормальная связь бизнеса и прессы являются не только предприниматели, но и сами средства массовой информации. Поскольку отсутствует необходимая культура общения между предприятиями, предпринимателями, между коммерцией и обществом потребителей. Эти нормальные отношения могут быть созданы только путем развития рекламного дела и рекламы. У журналистов и руководителей СМИ продолжает существовать с советских времен склонность к политизации своих изданий и недооценка главного в журналистике, в деятельности СМИ. Культура бизнеса должна опираться на использование рекламы, которую бизнес пока недооценивает, а издания ориентируются на тех, кто дает им деньги. А деньги дает им власть и те, кто пытается каким-то образом закрепиться в политической жизни, что, в общем-то, не так уж соответствует интересам читателей. Пропаганда, агитация, способы решения политических проблем, конечно, очень важны, но жизнь наша зависит не столько от того, кого и куда мы изберем, сколько от того, что и как мы будем производить. Газета должна помогать читателю разумно тратить свои деньги, планировать свой бюджет.

В настоящий момент развитие экономики России увеличивает спрос бизнеса на качественную деловую информацию. Одним из каналов получения такого рода информации являются печатные СМИ. Большинство потребностей бизнеса по отношению к прессе можно классифицировать следующим образом:

- предоставление информации о продуктах и услугах клиентам, партнерам, обществу, власти;

- решение задачи создания брендов фирмы, брендовых продуктов и услуг;

- защита интересов фирмы в конкурентной борьбе в условиях реальной бизнес-практики.

Бизнес-коммуникации – связующий элемент бизнеса и СМИ.

  1   2   3

Похожие:

Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России iconО состоянии гражданского общества Томской области в 2010 г. Томск 2011
Уровень доверия и состояние межсекторного взаимодействия: общество власть – бизнес
Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России iconПрограмма предназначена для подготовки студентов по направлению 520900 «Политология»
Межпредметные связи в особенности важны для взаимодействия следующих дисциплин: «Современные проблемы истории и методологии политической...
Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России iconО роли сми в межкультурной коммуникации
Т. В. Козловой3, В. В. Миронов в них рассматриваются такие аспекты, как национально-культурные особенности речевого этикета в сми...
Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России iconПредметом запроса предложений является выбор «Оператора связи» на организацию, приобретение или предоставления в аренду основного волоконно-оптического канала связи для обеспечения информационного взаимодействия оборудования «цод» Поволжского банка Сбербанка России
Р на организацию, приобретение или предоставления в аренду основного волоконно-оптического канала связи для обеспечения информационного...
Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России iconЭлектронные сми
Налогоплательщикам Амурской области рассказали о преимуществах электронного взаимодействия с фнс россии
Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России iconПрограмма дисциплины «Современные зарубежные сми»
Принципы и формы взаимодействия сми с тремя ветвями власти в западных демократиях
Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России iconСтановление и развитие телевидения в России
Телевидение, является самым обширным и востребованным средством массовой информации в нынешней современной России. Оно обеспечивает...
Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России iconПрограмма вступительного испытания по обществознанию
Общество. Общество как сложная динамическая система. Общество и природа. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в...
Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России iconНовые информационные технологии и традиционные сми, возможности их слияния и взаимодействия
Сми ситуацию: с одной стороны, позволил использовать возможности Интернета и спутникового телевидения, с другой стороны, в основном...
Бизнес – общество – сми: связи и взаимодействия в современной России iconВ. И. Дятлов Трансграничные мигранты в современной России: динамика формирования стереотипов
Дятлов В. И. Трансграничные мигранты в современной России: динамика формирования стереотипов// Международные исследования. Общество....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница