Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»




Скачать 136.3 Kb.
НазваниеМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Дата05.10.2012
Размер136.3 Kb.
ТипРеферат


Брянская городская администрация

Управление образования

Городской информационно - методический центр

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Брянска

«Гимназия №7 им. Героя России С.В. Василева»


Международная научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»


«МАТЕМАТИКА И АРХИТЕКТУРА. СОБОРЫ Г.БРЯНСКА»

Математика


Выполнили: ученицы 9б класса

Федулова Алёна,

Кондрат Валерия,

Смирнова Кристина

Руководитель: учитель математики

Лёвочкина Г.В.


Брянск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...…………………………………………………………………………3
Цели и задачи……………………………………………………………………...3
Основное содержание…………………………………………………………….4
Выводы (заключение) ……………………………………………………...…….9
Список литературы……………….………………………………………..…….10
Приложения………………………………………………………………….…..11


ВВЕДЕНИЕ

Часто науку математику характеризуют как «сухую» логическую дисциплину, развивающую интеллект, но не душу.
Наша исследовательская работа опровергает это устоявшееся заблуждение. Математика становится воплощенной поэзией и возвышенной моралью, когда её научные методы и правила используются на практике при возведении православных храмов и соборов, являющихся сосредоточением духовности. Работа представляет собой исследование православных храмов города Брянска с точки зрения геометрии. В ней представлена информация из истории древнерусского зодчества на примере Брянщины, которое на Руси было впервые применено в Киеве, рассмотрение основных параметров строения церквей и поиск общих закономерностей в строительстве.

Работа включает в себя историю проектирования и возведения соборов в Древней Руси. Также в работе рассматриваются и сравниваются принципы строительства Спасо-Гробовской, Воскресенской и Покровской церквей города Брянска. При написании данной работы мы подавали запросы в Государственный Архив Брянской области и Епархию Брянской области с просьбой о предоставлении информации о православных храмах города Брянска.

Работа способствует воспитанию патриотизма, любви к Родине, учит терпимости и толерантности в наше сложное и агрессивное время.
Её можно использовать в качестве наглядного пособия при проведении уроков по предмету «История Брянского края», для расширения кругозора, как помощь при выборе профессии.


Цель и задачи

  • Понять, какова роль геометрии в архитектуре.

  • Познакомиться со строением храмов г. Брянска с точки зрения архитектуры и геометрии



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ.

900 лет тому назад в Киево-Печерском монастыре была заложена знаменитая Успенская церковь.
Вычерчивание геометрических очертаний будущего здания, установление конструктивных размеров, определение толщины стен, возможных пролетов требовали знаний и опыта. Такие уточняющие изображения, скорее всего, могли выполняться на бересте, палочкой на земле (графические), лепиться из глины или вырезаться из дерева (рис.1, прил.1). Мастер придумывал, находил определенный метод геометрического или числового согласования величин. У него складывался план геометрического построения. Для особо важных построек на Руси выполняли модели, которые являлись образцами будущих храмов и фиксировали созревший замысел архитектора.
Следующим этапом был переход к реальным очертаниям здания на строительной площадке, т.е. к чертежу в натуральную величину (рис.2, прил.1).

Разбивка контура здания - обязательный процесс, который выполняли и строители пирамид, и мастера Древней Руси. Выполняют его и современный производители работ. В глубокой древности зодчий при разбивке плана на участке продолжал творческий процесс формообразования, конкретизировал замысел и гармонизировал соотношения частей здания. Формообразование шло параллельно со строительством. Графическая схема (рис.3, прил.1) основных этапов иллюстрирующая творческий процесс, наглядно показывает принципиальные различия графических средств в архитектурном формообразовании. Рассчитав пропорциональные части здания, мастер давал команду каменщикам, которая сводилась к указанию, сколько мер мерить, и какую меру для этого использовать.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Математики и историки, архитекторы и философы с разных позиций то возносили, то низвергали закономерности согласования архитектурной формы. Особое внимание привлекали модульная система и «золотое сечение1». Примером может служить Успенская Елецкая церковь в Чернигове. Расчет размеров этой церкви позволил выявить, что композиционный замысел целиком связан с золотым сечением (рис.1, прил.2). Длина храма 26,57м относится к ширине 16,24м в отношении золотого сечения (26,57/16,24=1,636≈d). Ширина храма относится к длине ядра 10,06м как 16,24/10,06=1,614≈d. В пропорции золотого сечения находятся и многие другие конструктивные размеры элементов и частей церкви (рис.2, прил.2). Размеры многих храмов Новгорода также определены в частях и в целом как соразмерности золотого сечения (рис.3, прил.2).
Интересна история реконструкции Великой Печерской церкви в Киеве. Построенная в 1703 году, эта церковь была разрушена фашистами в годы войны. Однако, используя сохранившееся свидетельство и сопоставляя основные размеры Печерской церкви с Елецкой церковью, в Чернигове удалось осуществить реконструкцию объемов Печерской церкви. Установлено, что основой пропорционального строя Печерской церкви является отношение 2/√5, которое хорошо видно на фасаде и разрезе реконструкции размерной структуры церкви (рис.4, прил.1). Отношение 2/√5 также можно выразить через золотую пропорцию:
что свидетельствует о её связи с основными размерами церкви.
Храм Василия Блаженного в Москве - это еще один пример, показывающий, насколько органично золотое сечение входит в архитектурные пропорции (рис.5, прил.1). За «целое» а=1 принята высота храма. Пропорции храма определяются восемью членами ряда золотого сечения: ф1, ф2, ф3, ф4, ф5, ф6, ф7. Многие из членов ряда повторяются неоднократно в пропорциях этого незатейливого архитектурного сооружения, но всегда благодаря свойству золотого сечения, части сойдутся в целое, т.е. ф+ф2=1, ф2+ф3=ф и т.д. Таким образом, свойство золотого сечения делает эту геометрическую пропорцию естественной и неповторимой.


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ЦЕРКВИ БРЯНСКА И ИХ АРХИТЕКТУРА

Церковь Воскресения

Церковь Воскресения построена в 1739—1741 гг. на средства жителей Брянска как собор Воскресенского монастыря вместо прежней каменной церкви. Церковь возведена из кирпича и оштукатурена. Один из интересных брянских храмов в формах раннего барокко. В традиционной трехчастной композиции выделяется высокий основной объем - два поставленных друг на друга четверика2 со значительно меньшим верхним четвериком, увенчанным главой. Сильно вынесенный, пониженный по отношению к четверику алтарь с полукруглой апсидой3 в центре равен по высоте прямоугольной трапезной с притвором у западного фасада, развитым в поперечном направлении, над которым возвышается ярусная колокольня. Выразительны боковые фасады нижнего четверика с крупными пилястрами4, поставленными с отступами от углов. Их композицию определяют три больших окна; два из них, разделенные лопаткой5, помещены внизу, а одно, на средней оси, врезано в широкий карнизный пояс и тимпан6 полуглавия. По сторонам полуглавия помещены, меньшие арки, обогащающие завершение этого яруса. Верхний четверик с двумя окнами на боковых фасадах завершен профилированным карнизом с арочными изгибами в центре, над нишами киотов7. Широкие карнизные пояса (промежуточный и завершающий) имеют узкие, украшенные бороздками выступы, напоминающие триглифы8. Обрамление нижних окон рамочное, с колонками на консолях по сторонам и заглубленной нишей проема, верхние окна обведены профилированной тягой. Убранство фасадов дополняют лопатки между окнами трапезной и две арочные ниши по сторонам выступа апсиды. В интерьере низкое пространство трапезной, перекрытое полулотковым сводом с распалубками9 над окнами, противопоставлено вертикально устремленному основному объему. Его верхний четверик опирается на подпружные арки у боковых стен и перекрыт восьмилотковым сводом на тромпах (рис. 1,2; прил.3).Длина храма 15 м относится к ширине 9 м в отношении золотого сечения (15/9=1,67=d).


Церковь Покрова

Церковь Покрова находится в бывшей крепости, на самом высоком месте города, что играет важную роль в его силуэте. Она построена как соборный храм в 1626 г. на средства брянского помещика стольника Е.Т. Алымова. Архитектуре памятника своеобразно переплетены традиции 17в. с новыми "нарышкинскими10" приемами рубежа 17-18 вв. Характерный для своего времени бесстолпный пятиглавый двухэтажный храм (внизу теплая церковь Алексея Митрополита, вверху холодная Покрова) с кирпичными стенами, покрытыми обмазкой. Двухъярусный, сильно вытянутый по продольной оси объем состоит из основного четверика, возвышающегося над развитым алтарем с тремя апсидами и сравнительно короткой трапезной, которую значительно удлиняет пристройка. Традиционность трехчастной композиционной схемы нарушает необычная форма пятиглавия с постановкой малых глав вокруг центральной по сторонам света, что характерно для украинской архитектуры. Живописности убранства фасадов, основанного на немногих использованных деталях, способствует асимметричное размещение проемов. На углах объемов в нижнем ярусе парные полуколонки, в верхнем простые лопатки, цокольный и междуэтажный пояса. Также более нарядный широкий венчающий карниз с четырьмя рядами "пилы" и городками - все эти формы восходят к середине 17 в. Архаично выглядят также три боковых портала с перебитыми дыньками полуколонками и с килевидными архивольтами11. Два из них, расположенные на северном и южном фасадах и сильно сдвинутые с их оси, ведут в нижний храм, а третий, на уровне второго яруса северного фасада, видимо, прежде имел наружное крыльцо с деревянной лестницей-всходом. В то же время наличники окон с полуколонками и разорванными фронтонами выполнены в формах "нарышкинского" барокко. В интерьере основные помещения в обоих этажах связаны с трапезной и алтарем одним или тремя проемами. Нижняя и верхняя трапезные, нижняя церковь, а также алтари перекрыты коробовыми сводами, верхняя церковь - сомкнутым сводом со световым барабаном12 в центре. Все своды с распалубками над проемами; перекрытия пристройки плоские, балочные (рис. 3,4; прил.3).Длина храма 19,2 м относится к ширине 12 м в отношении золотого сечения (19,2/12=1,6=d).


Спасо-Гробовская церковь

Своеобразный по композиции шатровый храм без трапезной, выполненный в русском стиле. Массивный кубический объем на высоком подклете с низким трехапсидным алтарем (центральная апсида более крупная), а на северном и южном фасадах слегка пониженными полуциркульными выступами как бы воспроизводит построение средневековых храмов Афона. Завершением куба служит ярус килевидных кокошников. Венчание храма пятиглавое: четыре небольших луковичных главки на высоких глухих барабанчиках окружают центральный световой барабан, завершенный граненым шатром с щипцами у основания и главкой (все барабаны граненые). Постамент центрального барабана окружен двумя рядами кокошников вперебежку. Короткий переход соединяет церковь с колокольней, широкий четверик которой с открытым ярусом звона, увенчан пирамидой мелких кокошников и главкой, аналогичной угловым на храме. Для декора фасадов характерны измельченность деталей и обилие горизонтальных членений, имитирующих формы архитектуры 17 в. Используются всевозможные пояса поребрика13, ширинок14, зубчиков15и балясин16. Особенно наряден широкий венчающий карниз куба с поясом килевидных кокошников. На фоне неоштукатуренных стен выделяются массивные наличники окон с полуколоннами и килевидными архивольтами, а также тяжеловесный западный портал с ширинками в нижнем ярусе колокольни. Оригинален интерьер храма с единым внутренним пространством. Четыре арки между боковыми конхами17 поддерживают при помощи парусов центральный купол (в 1948—49 гг. устроены междуэтажное перекрытие и многочисленные внутренние перегородки) (рис.5,6; прил.3). Длина храма 16 м относится к ширине 10 м в отношении золотого сечения (16/10=1,6=d).


ВЫВОДЫ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

Проведя параллели между тремя приведенными выше церквями, мы понимаем, что их архитектура отличается друг от друга. Это показывает нам, что город Брянск разнообразен своими памятниками архитектуры, а также что архитектура церквей не привязана к какому-то одну правилу. Но все эти различия подчиняются законам зодчества, и все они подчинены золотому сечению.

Наша исследовательская работа показывает, что архитектура не может существовать без математики, а особенно без геометрии. Без элементарных математических знаний современный архитектор не сможет выполнить свою работу. Памятники архитектуры, получившие широкую известность, как образцы пропорциональности и гармонии, буквально пронизаны математикой, численными расчетами и геометрией.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://school14-v.ucoz.ru/publ/1-1-0-4

2. http://festival.1september.ru/articles/575866/

3. http://www.russiancity.ru/hbooks/h007.htm

4. Витрувий. «Десять книг об архитектуре». М.: Архитектура-С, 2006г.

5. http://ru.wikipedia.org

6. Волошинов А.В. «Математика и искусство». М.: Просвещение 2000г.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1



рис.1




рис.2




рис.3


Приложение 2

рис.1

рис.2

рис.3


рис.4



рис.5


Приложение 3



рис.1. Церковь Воскресения

рис. 2 Церковь Воскресения




рис.3 Церковь Покрова


рис.4 Церковь Покрова




рис.5 Спасо-Гробовская церковь


рис.6 Спасо-Гробовская церковь

1 Золотое сечение деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

2 Четверик - четырёхугольное сооружение или часть сооружения.

3 Апсида - выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

4 Пилястра - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

5 Лопатка -  вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры.

6 Тимпан -  внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона.

7 Киот - застеклённая полка для икон.

8 Триглиф - элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами. 

9 Распалубка - небольшой свод, образованный двумя криволинейными ребрами.

10 Нарышкинское барокко - разновидность барокко в Российской Империи.

11 Архивольт - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены.

12 Световой барабан - барабан с окнами, освещающими интерьер.

13 Поребрик - вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.

14 Ширинка -  декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение.

15 Зубчики - ряд небольших прямоугольных выступов на карнизе, выполняющих роль декора.

16 Балясины - невысокие фигурные столбики в виде колонн поддерживающих  перила  ограждений  балконов, лестниц и т. д.

17 Конха - перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.


Похожие:

Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» качество пищевых продуктов: микробиологический и химический анализ
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconНазвание работы
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconКомплексный анализ качества питьевой воды в
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция "Первые шаги в науку"
Эффективность использования игровых технологий на занятиях объединения "загадочный мир природы"
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconОценка экологической составляющей туристско-рекреационного потенциала брянской области
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Брянска
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconНаучно-исследовательская работа по теме «Исследование коэффициента трения подошв школьной сменной обуви о различные поверхности»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Руководители проекта: учитель биологии Бородуля А. А., учитель биологии и географии Данченко Л. С
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Эта любовь постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране к ее истории, ее прошло­му и настоящему, а затем ко всему чело­вечеству,...
Международная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница