Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании»




НазваниеМосковский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании»
страница1/12
Дата29.08.2012
Размер1.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ»


(Материалы научно-практических семинаров ГЭП «Инновационная площадка по языковому образованию»)


МОСКВА

2008


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


Московский институт открытого образования


Инновационные процессы в языковом образовании. Материалы научно-практических семинаров ГЭП ««Инновационная площадка по языковому образованию». – М.: Центр Школьная книга, 2008.


Ответственный редактор: главный специалист Департамента образования города Москвы Зайцева Е.Л.

Редакционная коллегия: руководители ГЭП ««Инновационная площадка по языковому образованию» заведующая кафедрой иностранных языков МИОО, кандидат филологических наук, профессор, Почетный работник общего образования Махмурян К.С., заведующая лабораторией иностранных языков МИОО, заслуженный учитель РФ Корникова Г.А.


МИОО, 2008

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ»


РАЗДЕЛ 1, СТАТЬИ


Корникова Г. А., (МИОО)

Работа городской экспериментальной площадки “Инновационная площадка по языковому образованию” в 2007/2008 учебном году


13 лет в Москве плодотворно работает Городская экспериментальная площадка по языковому образованию. Сегодня ГЭП “Инновационная площадка по языковому образованию” насчитывает 9 сетевых площадок, 19 ресурсных центров, более 100 образовательных учреждений разных типов и видов. Экспериментальные школы разрабатывают и обеспечивают механизмы опережающего обновления содержания иноязычного образования.

Реализация приоритетного национального проекта “Образование” значительно активизировала инновационную деятельность учителей-экспериментаторов.

Современный этап развития ГЭП связан с созданием инновационного пространства, передачей накопленного опыта в массовую практику. В связи с этим повышаются требования к уровню профессиональной компетентности участников экспериментальной и инновационной деятельности.

Учитель-экспериментатор, носитель передового педагогического опыта, должен быть способным его представить, обосновать.

Способность к переносу и объяснению свидетельствуют о таком качестве опыта как его осознанность.

В свою очередь, в ходе творческого, активного освоения педагогического опыта учитель приобретает целый комплекс знаний, умений и навыков.

По объему содержания на городской экспериментальной площадке представлен педагогический опыт по 3-м группам: комплексный, функциональный и элементарный.

Ресурсные центры, как правило, представляют языковое образование как систему, как целостный педагогический процесс, демонстрируют комплексный педагогический опыт.

Данные образовательные учреждения имеют положительные достижения в практике преподавания иностранных языков. Они, в целом, превосходят массовую практику в реализации личностно-ориентированного подхода, в совершенствовании методической и управленческой деятельности. Качественные положительные результаты подтверждаются на протяжении ряда лет. Ценно то, что высокие результаты в уровне обученности, воспитанности и развитии обучаемых достигаются не за счет дополнительных затрат времени и усилий учеников и учителе, а за счет обновления системы иноязычного образования. Инновационный опыт характеризуется наличием элементов творчества, новизны, высокой результативности, стабильности, актуальности, оптимальности, оригинальности; он соответствует потребностям сегодняшнего дня, современному состоянию преподавания иностранных языков.

Новизна просматривается в обновлении содержания иноязычного образования, в постановке и решении новых педагогических задач. Участники ГЭП в настоящее время находятся на обобщающем или внедренческом этапе.

Ведущей функцией обобщающего этапа является аналитическая. Учителя анализируют результаты ЭД – подходы, условия, принципы, механизмы и способы формирования языковой личности, оформляют и описывают ход и результаты эксперимента. Ведущей функцией внедренческого этапа является социализация полученного педагогического результата. Внедренческий этап предусматривает выявление условий осуществления эксперимента и распространения его результатов в массовую практику, при этом выделяются существенные факторы, закономерности, принципы, механизмы, условия, параметры, при которых получен положительный результат, а также условия возможной трансляции результатов эксперимента в массовую практику. Все это обеспечивает внедрение разработки и способствует социализации результатов эксперимента.

Подходы к представлению результатов инновационной деятельности разнообразны: научно-практические конференции, круглые столы, семинары, мастер-классы, творческие мастерские, участие в выставках (стендовые доклады), интернет-форуме, размещение на сайте результатов ИД, публикации.

Регулярно во всех образовательных округах на базе инновационной сети проходят творческие отчеты образовательных учреждений – участников ГЭП “Инновационная площадка по языковому образованию”.

Покажем это на нескольких примерах.

Гимназия №1528 – ресурсный центр площадки по языковому образованию города Зеленограда работает над проблемой “Современные технологии обучения иностранным языкам”.

Школа дала ряд интересных семинаров по использованию технологии “Языковой портфель” в учебном процессе”, по внедрению современных технологий контроля и самоконтроля, по использованию интернет-ресурсов и современных мультимедийных средств на уроке и во внеурочное время.

Участники семинаров имели возможность не только углубиться в теорию вопроса, но и попрактиковаться в использовании современных интерактивных средств обучения: английскому, немецкому и французскому языкам.

ГОУ СОШ №1200 является ресурсным центром сетевой площадки по языковому образованию в Восточном округе.

Одним из направлений экспериментальной деятельности образовательного учреждения является “Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка”. На одном из проблемных семинаров по обмену опытом участники смогли познакомиться с системой работы учителей-экспериментаторов по отработке коммуникативных умений учащихся в диалогической речи (работа с интерактивными карточками на уроках английского языка). Были даны 9 мини-уроков в 3-11 классах. Участники семинара имели возможность посмотреть, как данная проблема решается в комплексе, как обеспечивается преемственность в обучении, задать интересующие вопросы, уточнить, оценить, обсудить результаты.

Уникальный опыт взаимодействия участников инновационной сети складывается на городской площадке по языковому образованию в Северном округе. Под руководством ресурсного центра ГОУ СОШ №1296 экспериментальные школы отрабатывают в системе коммуникативные компетенции учащихся, а именно: умение представлять себя и свою команду; провести экскурсию по Москве; описать картину, написать творческую работу “Эссе”, подготовить социальную рекламу.

Эти коммуникативные умения ученики демонстрируют на конкурсе “Мы -будущее России” на английском, немецком, французском и испанском языках. Учителя-экспериментаторы учатся объективно оценивать работы детей по разработанным критериям. Члены жюри констатировали положительную динамику результативности проделанной за два года экспериментальной деятельности, созданы благоприятные условия для развития профессиональной компетентности педагогов и творческих способностей учеников.

Система мастер-классов по внедрению в учебный процесс современных технологий обучения, учения, контроля и самоконтроля отработана в Южном округе на базе ресурсного центра по языковому образованию гимназии №1527.

С системой работы учителей-экспериментаторов по развитию способностей и компетенций учащихся на основе интегративного подхода в обучении успешно демонстрирует ГОУ СОШ №19 ресурсный центр по языковому образованию Центрального округа. На базе школы в 2007-2008 учебном году прошли курсы повышения квалификации учителей английского языка (курсы МИОО).

Можно привести еще много положительных примеров трансляции опыта и обмена лучшими практиками в области развития инновационных кластеров.

В этой работе успешно принимают участие не только ресурсные центры.

Интересные подходы к проведению творческих отчетов по экспериментальной и инновационной деятельности в области языкового образования демонстрирует ГОУ СОШ№1252 Северного округа. Школа работает над созданием единого образовательного пространства языки (родной, иностранный) и литература.

На внедренческом этапе школа организовала выставку продуктов экспериментальной деятельности, учителя-экспериментаторы подготовили стендовые доклады; была проведена научно-практическая конференция по проблемам экспериментальной деятельности с показом результатов работы с использованием мультимедийных средств. Заслуживает самой высокой оценки работа творческой мастерской – отчет учителей и учеников 10 класса о результатах обучения в рамках профильно-ориентированных курсов по написанию эссе и рецензии.

Приоритетным направление в работе школы №1252 является индивидуальное развитие личности, обеспечение высокой функциональности человека в условиях меняющегося мира.

Экспериментальные школы, участники ГЭП “Инновационная площадка по языковому образованию”, демонстрируют системы языкового образования, отвечающие требованиям времени, формируют инновационную образовательную среду, социальные навыки, коммуникативные компетенции, глубокое понимание и уважение ценностей, которые лежат в основе культуры и общества.


Махмурян К.С. (МИОО)

Создание инновационной среды - стратегическая задача ГЭП «Инновационная площадка по языковому образованию»

Стратегической задачей языкового образования на современном этапе является формирование инновационной среды. В настоящее время «образовательная среда понимается как «то, что создается, с одной стороны, учителем в соответствии с его педагогическими целями, с другой – активностью, действиями и взаимодействием самих учащихся, а также и их взаимодействием с учителем» (1, с.124). Компонентами образовательной среды являются учащиеся, учителя, школа, семья, микро- и макросоциум. При создании инновационной среды мы опираемся на многолетний опыт экспериментальной и инновационной деятельности работы ГЭП «Языковое образование» первого уровня, который позволил определить логику и условия построения, внедрения и анализа эффективности апробации отдельных педагогических инноваций. Само понятие «инновация» остается все еще дискуссионным. Большинство методологов определяют инновацию как изменение внутри системы; создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике. Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом (2, с.69). П.Щедровицкий подчеркивает, что инновация всегда связана с понятием «развитие». Он определяет инновацию как «механизм воспроизводства инновационности и развития; это мыследеятельностная форма, обеспечивающая развитие, а не трансфер из одной области в другую (из одного учебного заведения в другое) тех или иных элементов, блоков, структур или содержаний» (3,с.65). Инновационный образовательный процесс предполагает другую позицию учителя и учащегося, их включенность в креативную деятельность, ответственность за качество образования.

Инновации делятся:

а) на педагогические и управленческие исходя из критерия «виды деятельности»; б) на краткосрочные и долгосрочные исходя из критерия «срок действия»; в) на радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах); комбинированные (основанные на новом сочетании известных элементов); модифицированные (основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм исходя из критерия «характер изменения»; г) на локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов); модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций) и системные (полная реконструкция системы как целого) исходя из критерия «масштаб изменений»; д) внешние (за пределами образовательной системы; внутренние (внутри образовательной системы) (2,с.70).

Объектом инноваций в образовании является инновационный учебно-воспитательный процесс, а предметами: 1) содержание образования; 2) формы организации учебно-воспитательного процесса, 3) технологии обучения и контроля; 4) управление системой образования; 5) подготовка педагогических кадров, 6) разработка учебно-методического сопровождения.

При создании инноваций всегда существуют определенные риски, которые иногда трудно предвидеть, задача экспериментаторов – свести их к минимуму.

Разработка педагогической инновации осуществляется по определенному алгоритму. Во время подготовительного этапа необходимо выявить потребность в инновации, установить, какие компоненты нуждаются в преобразовании, подготовить соответствующую материально-техническую базу, отобрать и обучить педагогический коллектив, который будет разрабатывать и осуществлять внедрение инновации. Во время основного этапа стоят задачи моделирования, проектирования, конструирования инновации, внедрение ее в учебный процесс, анализ эффективности полученных результатов и корректировка (если это необходимо). Завершающий этап предполагает внедрение инновации в массовую практику путем транслирования полученного опыта. В настоящее время ставится новая стратегическая задача - определение подходов, цели, содержания и этапов создания не отдельной инновации, а инновационной среды, перманентно порождающей инновации. Инновационная среда может рассматриваться как ценность, система, процесс и результат. Отсюда, понятие «инновационная среда» является сложным и многоаспектным. В педагогической деятельности существенны не только результаты, но и стратегии, способы, средства, методы и технологии их достижений. Важнейшими стратегиями развития инновационной среды являются:

  • мотивационно-ценностные стратегии, направленные на выработку позитивного отношения к инновационной деятельности у учителей, администрации школы и учащихся;

  • когнитивно-рефлексивные стратегии, направленные на развитие критического мышления и научно-исследовательских умений у учителей и учащихся,

  • коммуникативно-деятельностные стратегии, направленные на освоение личностно-ориентированных технологий обучения и учения, в том числе ИКТ.

Освоение данных стратегий позволяют учителю выйти на новый уровень творческого преобразования системы своей профессиональной деятельности, повысить свою профессиональную компетентность, развить способность к самоорганизации и самоуправлению.

Формирование инновационной среды невозможно без создания ресурсов развития, таких как человеческий ресурс, инструментальный ресурс, материально-технический ресурс.

Становление инновационной среды в школе предполагает прохождение, как минимум, трех этапов: 1) этапа создания организационно-методических и психолого-педагогических условий развития научно-исследовательской автономии учителей и учащихся и формирование у них основ творчества; 2) этапа разработки учебно-методического обеспечения системной исследовательской работы учителей и учащихся; 3) этапа управления формированием и развитием исследовательской культуры учителей и учащихся, обеспечения их личностного саморазвития.

К основным трудностям на первом этапе можно отнести следующие: 1) психологическое отторжение инноваций отдельными членами коллектива в силу ряда объективных (например, нет соответствующей материально-технической базы, позволяющей внедрить новацию, нет поддержки администрации, имеются другие педагогические представления, низкий профессиональный уровень учителя) или субъективных причин (например, консерватизм, нежелание тратить время на знакомство с новыми теориями, нежелание разрабатывать новые материалы); 2) отсутствие надлежащего научного руководства экспериментальной работой; 3) отсутствие или недостаточное финансирование.

На втором этапе наблюдаются следующие типичные трудности: 1)сложность совмещения существующих учебных программ с инновационными; 2) поиск, отбор, а часто и разработка нового учебного материала, которые требуют высокого профессионализма и занимают много времени; 3) необходимость разработки новых форм контроля и оценивания, которые влекут за собой пересмотр требований к учащимся и освоение новых технологий; 4) отсутствие преемственности между инновационной деятельностью учителей разных предметов и разных этапов обучения.

На третьем этапе возникают трудности: 1)разрыва между ожидаемыми и реальными результатами; 2) потребность в постоянном профессиональном росте и отсутствие времени для этого; 3) необходимость постоянной рефлексии своей деятельности и деятельности своих коллег, 4) оформления результатов инновационной деятельности. Для преодоления всех вышеназванных трудностей необходимы высокий теоретический уровень участников эксперимента, тщательная разработка и применение технологий проектирования и управления инновациями, тесное взаимодействие с учеными, методистами, постоянное обсуждение проблем с коллегами-единомышленниками и коллегами-оппонентами.

В рамках большинства экспериментальных школ первого уровня ГЭП «Языковое образование» удалось создать инновационную среду, развить научно-исследовательские умения и навыки учителей-экспериментаторов, разработать механизмы планирования, создания, апробации, оценивания, корректировки и транслирования инновационных идей и продуктов. В целом, была сформирована психолого-педагогическая готовность учителя к саморазвитию, самоорганизации, взаимообучению, самооценке, способность к новаторской работе. Был повышен уровень активности и самостоятельности обучаемых, развиты их навыки критичного мышления и коммуникации, выросла мотивация к изучению иностранного языка.

Вместе с тем, перед экспериментальными площадками 2 уровня встала более сложная задача – создать интегрированную инновационную среду на уровне округа и города, позволяющую сформировать единое инновационное поле, имеющее инвариантные и вариативные компоненты. Инновационная среда каждого округа имеет свою специфику и может строиться в соответствии с разными моделями исходя из своих целей и задач, потребностей и интересов. Уже первый год работы площадки второго уровня показал возможности создания разных путей построения и управления инновационной средой в сети.

Если стержневым компонентом инновационной среды в отдельной экспериментальной школе является, как правило, учитель (иногда администратор), то в центре инновационной сети округа находится ресурсная школа (ресурсный центр)* и коллектив учителей-новаторов. Как правило, ресурсная школа имеет больший потенциал, чем школы, входящие в ее сеть, как в плане человеческих ресурсов, так и в плане материально-технических ресурсов. В функции ресурсных центров входят:

  • трансляция наработанного опыта школам-сателлитам, входящим в ее сеть;

  • формирование сообщества учителей-экспериментаторов;

  • создание модели управления экспериментальными площадками, входящими в сеть ресурсного центра и разработка программ развития инновационной сети;

  • организация и проведение учебно-исследовательских конкурсов и конференций, связанных с развитием коммуникативной компетенции учащихся;

  • разработка и проведение тренинга для учителей-разработчиков межшкольных мероприятий;

  • формирование банка заданий для развития коммуникативной компетенции учащихся и критериев их оценивания;

  • создание банка заданий для развития научно-исследовательских умений учащихся и учителей;

  • разработка и проведение модуля повышения квалификации для участников инновационной сети;

  • осуществление различных форм взаимодействия школ, входящих в сеть, учащихся и учителей;

  • реализация стратегий развития инновационной среды.

Ресурсные (ядерные) школы во многом определяют возможности и условия для создания эффективной инновационной среды в рамках своих сетей. Количество ресурсных школ в инновационных сетях округов разнятся, как разнятся условия и формы их взаимодействия с экспериментальными площадками, входящими в сеть.

Наиболее типичными формами взаимодействия в рамках инновационной сети являются партнерская (ресурсная школа - школа-партнер») и групповая (ресурсная школа – школы-партнеры по сети в округе). Реже встречается партнерская форма (ресурсная школа - ресурсная школа).

Создание единого инновационного пространства языкового образования в рамках округа потребовало разработки и согласования единой концепции развития инновационной деятельности, корректировки программ обучения, написания партнерских программ развития, интеграции образовательной, научной и практической деятельности учащихся и учителей, создания условий для профессионального роста учителей иностранного языка. Ресурсные школы определяют формы трансляции своего опыта, которые могут включать организацию и проведение инновационных модулей для сети или школы-партнера через систему научно-практических семинаров, творческих лабораторий, лекций, мастер-классов, межшкольных ученических конференций, серии открытых уроков, межшкольных конкурсов и фестивалей, дистанционных программ, ведения сайтов, публикацию результатов аудита экспериментальной и инновационной деятельности и т.д. Опыт показывает, что налаживание связей между ресурсными школами и школами-сателлитами – задача непростая и требует определенного периода

адаптации.

_____

*Ресурсным центром в каждой инновационной сети являются образовательные учреждения, которые успешно завершили этап экспериментальной работы, используют результаты экспериментальной деятельности в своей практике и на базе которых отрабатываются технологии переноса экспериментальных продуктов в массовую практику.


Период адаптации необходим для согласования программ развития инновационной деятельности, сопоставления условий и возможностей школ, входящих в сеть, принятия школами-сателлитами предложенных инновационных идей и продуктов и их адаптация к условиям школы-сателлита. Период адаптации завершается развитием предложенных идей и созданием новых инновационных продуктов.

Важно отметить, что взаимодействие ресурсной школы и школ-сателлитов предполагает не одностороннее воздействие ресурсной школы на школы-партнеры, но и перенос опыта школ-сателлитов на ресурсную школу.

Практика показывает, что не все инновации возможно транслировать в силу различных причин: варьирования условий, имеющихся в школах, личностного и профессионального опыта учителей, потенциальных возможностей учащихся. В ряде случаев можно транслировать основные идеи инновации, мультиплицировать новые технологии обучения и контроля, мысли, выведенные из экспериментального опыта.

В настоящее время в инновационную сеть «Языковое образование» города Москвы входит 105 образовательных учреждений разных типов, 9 инновационных сетей и 19 ресурсных центров. В следующем году завершается работа площадок второго уровня. Предстоит подводить итоги экспериментальной и инновационной деятельности: кратко описать опыт инновационной деятельности и полученных результатов, а также формы обобщения опыта (конференции, семинары, публикации) в рамках площадки второго уровня и сети, указать ресурсы, позволяющие реализовать инновации. Необходимо представить на внутреннюю и внешнюю экспертизу концепции, программы, учебно-методическое сопровождение, рекомендации по разработке и внедрению инноваций и результатов транслирования опыта в инновационной сети, описать трудности, возникающие в ходе работы и пути их преодоления. Представляется важным отметить приращение знаний, умений и навыков личностных и профессиональных качеств у учащихся и учителей, которое возникает при внедрении инновации в существующую образовательную практику, отметить способы создания благоприятного климата в школе, округе, городе для осуществления инноваций.

Таким образом, в Москве удалось создать устойчивую инновационную среду в рамках округа и города и наметить дальнейшие перспективы и пути ее совершенствования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании» iconРабочая программа дисциплины «инновационные процессы в образовании»
Дисциплина «Инновационные процессы в образовании» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла
Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании» iconОбластная научно-практическая конференция обучающихся и работников учреждений нпо и спо «Инновационные процессы в профессиональном образовании: проблемы и перспективы»
«Инновационные процессы в профессиональном образовании: проблемы и перспективы»
Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании» iconШкольников Заочная олимпиада школьников по программированию
Департамент образования г. Москвы, Московский институт открытого образования, Московский центр непрерывного математического образования,...
Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании»
Целью учебной дисциплины является формирование у аспирантов профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к проектированию,...
Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования «инновационные процессы в образовании»
По научной специальности 13. 00. 02 – теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование, общее и профессиональное)
Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании» iconПоложение о городской научно-практической конференции «исследуем и проектируем» Организаторы конференции
Департамент образования города Москвы. Московский институт открытого образования (миоо). Московский государственный технологический...
Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании» iconМосковский институт открытого образования
Проблемы формирования универсальных учебных действий средствами естественнонаучного образования
Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании» icon«Инновационные процессы в современном образовании России как важнейшая предпосылка социально-экономического развития общества и охраны окружающей среды»

Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании» iconМосковский институт открытого образования
Проблемы оценки учебных достижений в области естественнонаучного образования: Сборник материалов научно практической конференции....
Московский институт открытого образования «инновационные процессы в языковом образовании» iconДепартамент образования города москвы московский институт открытого образования
Мы будем стараться достичь большего соответствия системы дпо потребностям системы столичного образования и развивающимся стандартам...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница